Секретно
ЦК КПСС
В связи с письмом в ЦК КПСС ряда актеров, снимавшихся в фильме «Величие и падение дома Ксидиас» (по пьесе Л. Славина «Интервенция»), Комитет по кинематографии при Совете министров СССР считает необходимым объективно осветить важнейшие обстоятельства, связанные с производством указанной картины.
Пьеса Л. Славина широко известна, она неоднократно ставилась на подмостках различных театров страны и, независимо от тех или иных особенностей режиссерской интерпретации, всегда была произведением яркого революционного звучания, рассказывающим о борьбе большевистского подполья за освобождение страны от интервентов и остатков империи. Таков был замысел автора пьесы.
Литературный сценарий фильма, написанный Л. Славиным на основе пьесы, содержал в себе убедительно очерченные образы героев подполья, романтический, революционный пафос, который характеризует литературный первоисточник. Наряду с этим заметное место в сценарии отводилось французским солдатам, которые постепенно осознавали несправедливость дела интервентов и историческую справедливость величайшего социального переворота, совершающегося в России. Сатирические, порой гротескные характеристики «столпов» разбитой империи, содержащиеся в сценарии, предусматривали решение целого ряда эпизодов в условном, эксцентрическом плане, и право режиссера на такие решения не подвергалось сомнению. По своему жанру фильм должен был представлять ленту героико-комедийного звучания, революционный пафос которой становился исходным моментом в решении целого.
Однако в процессе производства фильма эти важнейшие акценты повествования сместились. Режиссер Г. Полока стал снимать фильм в стиле политического фарса, гротесковой буффонады. Эксцентрическая стихия масок и условных фигур захлестнула революционное романтическое начало, образы подпольщиков отошли на второй план, оттесненные подробно разработанной истории предательства Жени Ксидиаса, приключениями его мамаши мадам Ксидиас и анархиста Филиппа. В этой связи не случайным было и изменение первоначального названия фильма «Интервенция» на «Величие и падение дома Ксидиас». Избранная художественная стилистика пришла в противоречие с идеей и фильма и пьесы. Руководство студии не проявило необходимой требовательности и не оказало помощи режиссеру. В то же время ему была предоставлена бесконтрольная возможность снимать большое количество разных вариантов многих сцен.
Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР дважды смотрел фильм. В июле 1968 г. было отмечено, что точного художественного решения картины не найдено. Студии была предоставлена возможность провести над фильмом дополнительную работу с целью выявления в пределах условного жанра революционного пафоса вещи, очищения образов подпольщиков от эксцентрических комедийных красок, которые выглядят уместными лишь в характеристике «обломков империи».
В процессе доработки фильма руководство студии «Ленфильм» пришло к заключению, что режиссер-постановщик Г. Полока не в состоянии произвести необходимую работу в указанном направлении. Приказом директора студии он был отстранен от монтажа фильма, и окончательное завершение работ было поручено В. Степанову — одному из опытнейших вторых режиссеров студии, работавшему в группе Г. Полоки с самого начала съемок фильма.
Однако и второй вариант фильма, представленный студией и просмотренный в ноябре 1968 г. по своему идейному звучанию мало чем отличался от предыдущего варианта, что вынудило Комитет по кинематографии принять решению об отказе от дальнейшей работы над картиной.
Таким образом, объективно, режиссер-постановщик Г. Полока имел полную возможность точного художественного решения фильма в избранном им жанре, не справился с этой задачей, проявил неоправданное упрямство и нежелание принять дружеские советы и рекомендации старших товарищей, что и привело к отрицательным результатам и принесло студии значительный материальный ущерб.
Председатель Комитета по кинематографии
При Совете Министров СССР
А. Романов
РГАЛИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 88. Л. 28-30.
ЦК КПСС
На №№ 03521, 111
Группа артистов, принимавших участие в создании фильма «Величие и падение дома Ксидиас» (по пьесе Л. Славина «Интервенция», киностудия «Ленфильм») считает неправильным решение Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР о прекращении дальнейшей работы над этим фильмом.
Отделом культуры ЦК КПСС письмо рассмотрено. По сообщению Комитета по кинематографии, в процессе работы над фильмом режиссером Г. Полокой были допущены значительные отклонения от литературной первоосновы, что привело к серьезным смещениям идейных и смысловых акцентов. Революционное романтическое начало, присущее пьесе Л. Славина, оказалось в фильме сильно приглушенным, образы коммунистов-подпольщиков отошли на второй план. В июле 1968 года Комитет высказал свои замечания по первому варианту фильма, однако и представленный после переработки второй вариант по своему идейному звучанию мало чем отличался от предыдущего. Комитет был вынужден приостановить дальнейшую работу над картиной.
С позицией Комитета по кинематографии по данному вопросу и его оценкой фильма «Величие и падение дома Ксидиас» согласен отдел культуры Ленинградского обкома КПСС.
Что касается утверждения авторов письма о том, что доработку картины якобы осуществлял лично директор студии т. Киселев, то это утверждение, по данным проверки, которая производилась отделом культуры Ленинградского обкома КПСС и Комитетом по кинематографии при Свете Министров СССР, не соответствует действительности.
В феврале 1969 года киностудия «Ленфильм» обратилась в Комитет по кинематографии с просьбой разрешить продолжить работу по исправлению недостатков фильма. В настоящее время комитет изучает этот вопрос.
Ответ авторам письма передан через отдел культуры Ленинградского обкома КПСС (т. Введенского А. А.)
Зам зав. Отделом культуры ЦК КПСС И. Черноуцан
Зав сектором Отдела Ф. Ермаш
4 марта 1969 г.
РГАЛИ Ф. 5. Оп. 61. Д. 88. Л. 36.
Цит. по: «Полка»: Документы. Свидетельства. Комментарии.
М.: Материк, 2006. Вып. 3.