Оценка
Фильма «Бухта смерти», выпущенная в 1928 г., имеет много недостатков: недостаточно глубокий анализ событий, упрощенная трактовка темы и отдельных характеров.
Как пример такой ошибочной трактовки укажем героя фильмы — Ивана Раздольного. Путь от типичного мещанина до подлинного героя психологически не оправдан.
Ошибкой авторов фильмы является также построение конфликта на родственной связи. Это снижает значение фильмы. Присутствие на маяке Николая придает нежелательную окраску геройскому поступку Раздольного, низводя его до спасения отцом сына.
Однако, все эти недостатки сглаживаются, благодаря художественности, динамичности фильмы и хорошей игре актеров. Фильма смотрится с большим интересом и напряжением, эмоционально воздействует на зрителя и должным образом мобилизует его.
Основная ценность фильмы — актуальность ее темы для наших дней. В период, когда пролетариат строит социализм в условиях обостренной классовой борьбы, с разговорами о «нейтральности» следует решительно покончить.
Фильма «Бухта смерти» при соответствующем политокружении поможет остро поставить вопрос о «нейтральности», вскрыть ее классовую сущность.
Политокружение фильмы
Задача политпросветработника — осовременить фильму. Для этого он должен вывести ее за рамки гражданской войны и показать невозможность оставаться нейтральным в условиях современного классового общества, где классовая борьба никогда не прекращается и лишь принимает различные формы.
Политпросветработник должен подчеркнуть особое значение, которое вопрос о нейтральности приобретает в связи с готовящейся империалистами войной против СССР. Сейчас, больше чем когда бы то ни было, перед каждым встает со всей резкостью вопрос о том — на чьей он стороне: на стороне ли социалистического отечества трудящихся всего мира или на стороне защитников интересов капитализма.
Оформление культзала
Рекомендуем украсить стены культзала фотографиями из фильмы.
Целесообразно сделать два-три монтажа из фото по определенным тематическим признакам. Можно, например, дать название всему монтажу «Я ни с белыми, ни с красными», и использовать следующие фото:
- Иван Раздольный на пароходе, в мирной обстановке, рассматривает машину. Надпись: «Я ни с белыми, ни с красными».
- Иван Раздольный в окружении Маслобоева и других агентов белых у машины. Надпись: «Не с белыми, но»…
- Перестрелка «Лебедя» с красными, залегшими на маяке. Надпись
«…против красных».
Другой монтаж может быть построен на тему: «Работа белых в тылу». Тут можно использовать фото, изображающие подкуп Маслобоова, пытку Саима и др.
Желательно достать из местного архива или библиотеки несколько газет этого периода гражданской войны (1919–20 год) со сводками с южного фронта.
Хорошо также выпустить стенгазету с воспоминаниями участников гражданской войны. Материал стенгазеты необходимо увязать с задачами военно-оборонной пропаганды, с вопросом об определении каждым своего места в грядущей решительной борьбе.
Материал для беседы
Вопрос о так называемой нейтральности встает везде, где есть классовая борьба.
«…В обществе, основанном на делении классов, борьба между враждебными классами неизбежно становится, на известной ступени ее развития, политической борьбой. Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий. Беспартийность есть равнодушие к борьбе партий. Но это равнодушие не равняется нейтралитету, воздержанию от борьбы, ибо в классовой борьбе не может быть нейтральных» («Социалистическая партия и беспартийная революция», В. Ленин. 1905 г.).
Вопрос о нейтральности для подлинного пролетария, осознавшего интересы своего класса, возникает очень редко. Его классовое сознание помогает ему решительно выбрать, с кем ему по пути. Не возникают эти сомнения и в другом лагере — у буржуазии.
«Беспартийная» нейтральность, как социальная и политическая черта, наиболее присуща промежуточным классовым группам — интеллигенции и мелкой буржуазии.
Место, занимаемое этими промежуточными группами в социально-историческом процессе, создавало и создает почву для иллюзий о возможности «нейтральности», создает ложное представление о том, что можно заниматься «своим делом», стоя в стороне от происходящих событии. ‹…› Таким образом, нейтральность является только прикрытием классовой активности, своеобразным ее проявлением, принимая различные формы на различных ступенях исторического развития. ‹…›
Нейтральность — фикция и тогда, когда она прикрывается увлечением — техникой во имя техники (здесь докладчик должен привести в пример Раздольного из фильмы), и тогда, когда она прикрывается «чистым» искусством во имя искусства, и тогда, когда отрицает политику во имя социального индиферентизма (безразличия). Все это различные формы одного и того же явления.
В фильме изображен человек, стремившийся остаться нейтральным в условиях гражданской войны. Изменилась обстановка, но вопросы нейтральности, «беспартийности» не потеряли своей остроты. ‹…›
Лозунги для стен культзала
СССР — отечество трудящихся всего мира.
Кто не с нами, тот против нас.
Науку и технику на службу социализму. Нейтральность — личина, под которой скрывается классовый враг.
Социалистическое соревнование и ударничество — высшие формы социалистического труда, не оставляющие места для нейтральности.
На фронте социалистического строительства нет места нейтральности. Все — на борьбу за выполнение промфинплана.
Яхнина Е. Бухта смерти (Кино-либретто и методическое указание к беседе). М.: Роскино, 1932.