Мне кажется, что «Двадцать дней без войны» А. Германа — фильм, которому сегодня могла бы быть суждена новая жизнь. Не только жизнь фильма «нового стиля», поэтической хроники и прочего, чем уже стала знаменита эта лента. Уверена, что будь она сегодня вновь показана, она станет восприниматься отнюдь не только ценителями и знатоками, но и так называемым «массовым зрителем», который увидит в ней «кино про любовь». Рассматривать «Двадцать дней» как мелодраму было бы нелепо в любой ситуации, кроме нашей. Но сегодняшний отечественный кинематограф сам создаёт «новую реальность», в которой эта и подобные ей ленты могут восприниматься как «романтическое ретро» (хотя изначально таковыми вовсе не были).
И опорой для такой точки зрения окажутся все те же качества: профессионализм всех слагаемых: драматургии, режиссуры, актёров, художника, оператора. Точное понимание не только художественных задач, но прежде того — законов ремесла. И фильм, некогда казавшийся «трудным», сегодня абсолютно классичен и прост. Время над ним не властно.
А произойти это могло по одной причине: потому, что каждый из этих фильмов выполнял главную задачу: говорил о вечном и важном. О том, что не вчера возникло и не завтра умрёт.
Павлова И. Без «этих» // Кадр. 1991. № 1.