Семилетнее пребывание М. Горького за границей несколько отдалило его от советского кино. Со своей стороны и советская кинематография вспомнила о Горьком только после шумного успеха фильмы «Мать» и в связи с его предполагавшимся приездом в Москву. В сценарном архиве Совкино (теперь в кабинете систематизации материалов НИКФИ) сохранилась папка «Горьковская программа», из документов которой видно, что Совкино, предполагая как-то отметить приезд Горького в СССР, завязало с ним переписку. Писем Совкино в делах нет, но есть копии двух ответов Горького:
Тов. Рафесу. Совкино. Уважаемый товарищ.
Видеть себя на экране мне было бы крайне неприятно, потому что такой «показ» носил бы характер рекламы. Уверяю Вас, что я предпочел бы видеть портрет мой на обложках мыла — серьезно.
А, вот, я, пожив еще года три, надеюсь скончаться, и тогда полностью к услугам кинематографа. Тогда уж мне все равно: «мертвии срама не имуть».
Теперь же убедительно прошу повремените.
Какие из моих рассказов я «нахожу наиболее целесообразными для кино?». Не знаю. Как Вам известно, критика всегда находила, что рассказы мои «бездейственны», а кино требует действия. «26 и одна»? Это скучно.
В «Итальянских сказках» есть сказка «Мать»... (пропуск)... Не подойдет ли она? Мой привет.
А. Пешков.
5/II 28 г.
Сорренто.
Второе письмо без даты, адресованное П. Бляхину, очевидно, посвящено тому же вопросу о горьковской программе:
Разумеется, я решительно против того, чтобы данные моей биографии искусственно втискивались в чью-то чужую мне жизнь. И не представляю: как это можно сделать?
Для того, чтобы можно было изобразить об'ективные условия развития «писателя из народа», следует начать с Ломоносова, не забыть Вольнова, Слепушкина и т. д. Затем. Семен Под'ячев, Дрожжин, Суриков развивались ведь не в тех условиях, как, например, Иван Вольнов и как развиваются современные наши «самоучки». Нужно быть гениальным художником, чтоб создать все это разнообразие условий в один ком, понятный читателю или зрителю.
Нет, Вы меня оставьте в стороне. Привет.
А. Пешков (М. Горький).
Вишневский В. Максим Горький и кино // Пролетарское кино. 1932. № 19-20.