Кошеверова рассказывала, что одним из самых ярких впечатлений её детства были кукольные представления — любимое развлечение городских детей в начале XX в. Это и привело Кошеверову к решению связать свою жизнь с театром. Учеба в актерской студии при петроградском театре «Вольная комедия» во многом определила ее дальнейшую личную и творческую судьбу: оформителем спектаклей «Вольной комедии» был художник и режиссер
Николай Павлович Акимов, ставший первым мужем Кошеверовой и ее наставником в профессии.
После окончания студии в 1921 г. Кошеверова пять лет играла в ленинградских театрах, в том числе в Театре сатиры.
Параллельно в 1925–1928 гг. она училась в киномастерской ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера), чему способствовал как
ее брак с оператором Андреем Москвиным, постоянно работавшим с «фэксами», так и всё возраставший интерес Кошеверовой к кинематографу. В 1929 г. она делает окончательный выбор
в пользу кино, навсегда оставляет театр и начинает работать на Ленинградской фабрике «Совкино» (впоследствии переименованной в «Ленфильм») монтером и ассистентом режиссера. В качестве ассистента Григория Козинцева
и Леонида Трауберга она участвует в съемках их знаменитой трилогии — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1938).
В 1939 г. Кошеверова получила первую режиссерскую постановку на «Ленфильме». Дебют был не вполне самостоятельным: вместе с ней над фильмом «Аринка» (вышел на экраны в 1940 г.) работал режиссер Юрий Музыкант. Однако, если судить по дальнейшему пути этих режиссеров, «Аринку» можно назвать картиной, характерной именно для творчества Кошеверовой. Использованные здесь приемы повторяются практически во всех ее последующих работах. Сюжет строится на основе того, как развиваются отношения встречающейся в начале юной пары; у молодых лирических героев всегда есть мудрые и добрые старшие наставники; любые жизненные коллизии и перипетии из трагических превращаются в комические, даже носят комический оттенок, в финале обязательно побеждает добро. К этому надо прибавить умение Кошеверовой точно выбирать исполнителей на любые, в том числе эпизодические, роли.
Уже с первой картины она показала себя как режиссер, способный, что называется, «раствориться в актере», дать артисту возможность проявиться в полной мере своего таланта.
История о том, как милая девушка по имени Аринка (Л. Емельянцева) полюбила молодого машиниста Сергеева (А. Кулаков) и помогла отцу, старому путевому обходчику (Н. Коновалов), вернуться на работу на железнодорожном разъезде, не обошлась без сюжетных штампов, характерных для кино второй половины 30-х гг.
Как многие положительные герои кинолент того времени, Аринка боролась с бюрократами, задерживала диверсантов, предотвращала крушение поезда, была отмечена и награждена руководством. Но в памяти зрителей и критиков, признавших «Аринку» лучшей комедией года, осталось другое: проделки забавного кочегара Кости (П. Суханов), смешные и трогательные приятели старого обходчика (одного из них играл С. Филиппов, снимавшийся затем почти во всех фильмах Кошеверовой) и ставшая знаменитой «Дорожная песня» композитора Н. Богословского на слова В. Лебедева-Кумача.
После успеха «Аринки» Кошеверовой дали возможность самостоятельно снять короткометражку под названием «Галя» (1940), которая была посвящена, как было сказано в аннотации, «теме патриотизма советской детворы». Картина снималась в разгар советско-финской войны и рассказывала о том, как ленинградская школьница Галя готовит к выставке работу своего отца-скульптора, оставшуюся незавершенной после ухода отца на фронт. Однако, несмотря на кажущуюся актуальность темы, Комитет по делам кинематографии счёл фильм «идеологически чуждым». В «Списке картин, снятых и приостановленных производством» за 1940 г., указано, что лента «на экран не вышла ввиду низкого идейно-художественного качества сценария и режиссерской работы». Можно предположить, что истинной причиной запрета стал именно уход режиссера от излишней идейности в сторону внимания к человеческим отношениям и бытовым деталям.
Годы Великой Отечественной войны Кошеверова провела в Алма-Ате, где на базе эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма» была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС). В качестве второго режиссера Кошеверова принимает участие в работе над фильмом Л. Трауберга «Актриса» (1943), а через год вместе с режиссером Михаилом Шапиро экранизирует оперу П. И. Чайковского «Черевички».
Творческое содружество Кошеверовой и Шапиро зародилось еще во время съемок «Актрисы» и продолжалось в течение многих лет. Вернувшись после окончания войны в Ленинград, они вместе начинают работу над фильмом «Золушка», который вышел на экраны в мае 1947 г.
«Золушка», настоящий шедевр отечественного кинематографа, наряду со снятой позднее картиной «Укротительница тигров» принесла Кошеверовой непреходящую славу. Именно Кошеверова была инициатором тех составляющих, которые обеспечили успех этой ленте, так отличающейся от всей послевоенной кинопродукции: она уговорила замечательного писателя Евгения Шварца написать сценарий, пригласила в качестве декоратора и художника по костюмам Николая Акимова и добилась того, чтобы на главные роли утвердили выбранных ею актеров. По ее настоянию роль 16-летней Золушки получила 37-летняя Янина Жеймо, а юного Принца — 34-летний Алексей Консовский. Кроме того, для съемок был собран блестящий актерский ансамбль: Эраст Гарин (Король), Фаина Раневская (Мачеха), Василий Меркурьев (Лесничий), Сергей Филиппов (Капрал).
Воплощенная на экране сказка о бедной девочке-сироте, нашедшей свое счастье, и по сей день не потеряла удивительного обаяния. Одним из самых романтичных не только в отечественном, но и в мировом киноискусстве до сих пор остается дуэт Я. Жеймо и А. Консовского. Нет в кино более трогательного и справедливого правителя, чем Король в исполнении Э. Гарина с его незабываемыми интонациями. И даже Мачеха в облике Ф. Раневской превращается в решительную, властную, всеми командующую, но совсем не страшную злодейку, как это бывает в сказках.
Основной секрет успеха фильма заключался, вероятно, в том, что для его создателей самым привлекательным и важным в «Золушке» были нравственные мотивы, а не чудесные перевоплощения, столь свойственные этому жанру как в литературе, так и в кино. Несмотря на то что всё действие происходит в нарочито театральных декорациях, построенных в павильонах «Ленфильма», в «Золушке», в отличие от других фильмов-сказок, почти нет трюков. Кошеверова и впоследствии в своих киносказках избегала сложных комбинированных съемок, что отличало ее работы от постановок знаменитых режиссеров-сказочников А. Птушко и А. Роу. Каждый из героев «Золушки» прост и понятен, ни в ком нет таинственности и загадочности, есть лишь четкое представление о добре и зле и о том, что в финале добро обязательно победит зло.
Несмотря на успех «Золушки», следующая картина Кошеверовой, комедия «Укротительница тигров», появилась на экране лишь в 1955 г. За восемь лет, разделяющие эти два фильма, Кошеверовой довелось испытать все особенности периода малокартинья: в качестве второго режиссера она участвовала в съемках биографического фильма «Белинский» (1953, реж. Г. Козинцев) и фильмов-спектаклей «Тени» (1953, совм. с Н. Акимовым), «Весна в Москве» (1953, реж. И. Хейфиц).
«Укротительница тигров», поставленная Кошеверовой вместе с режиссером А. Ивановским, была создана в один год с такими лентами, как «Большая семья» И. Хейфица, «Верные друзья» М. Калатозова, «Запасной игрок» С. Тимошенко. Эти фильмы схожи в ощущении отношения к жизни, их герои были обыкновенными людьми с нормальными человеческими переживаниями. Поэтому картины пользовались успехом у зрителей, запоминались и остаются востребованными до сегодняшнего дня.
Циркачку Лену Воронцову, главную героиню «Укротительницы тигров», сыграла начинающая актриса Людмила Касаткина — еще одно открытие режиссера Кошеверовой. Партнером Касаткиной стал уже известный и очень популярный в те годы Павел Кадочников, который снялся в роли мотогонщика Федора Ермолаева. И как всегда в фильмах Надежды Кошеверовой, главную пару героев сопровождал целый ансамбль блистательных исполнителей: Т. Пельтцер, С. Филиппов, К. Сорокин, Л. Быков.
В 1956 г. Кошеверова вновь пригласила ставшую звездной пару Касаткина — Кадочников на главные роли в своей следующей картине — «Медовый месяц». История о том, как избалованная и эгоистичная профессорская дочка, ради того, чтобы остаться в Ленинграде, выходит замуж за скромного инженера и оказывается с ним на стройке в Сибири, вновь привлекла зрителей доходчивостью и той милой простотой, которая характерна для всех фильмов Кошеверовой на современную тему. Такой же доброй и ненавязчивой, несмотря на некоторую нравоучительность, получилась картина «Осторожно, бабушка!» (1960) с Фаиной Раневской в главной роли.
Лишь однажды после этого Кошеверова снимет фильм о современности. Картина «Сегодня новый аттракцион» (1965), где Ф. Раневская сыграла директора цирка, не стала открытием в кинематографе 60-х. Может быть, Кошеверову не так уж интересовала окружающая действительность, и поэтому все ее дальнейшие работы — это экранизации известных сказок, среди которых, несомненно, выделяется «Каин XVIII» (1963, совм. с М. Шапиро) с Э. Гариным в заглавной роли. Это самая сложная и недобрая из «сказочных» постановок режиссера, и связано это было, скорее всего, с тем, что сценарий написал Николай Эрдман, выдающийся сатирик XX в.
Другие сказки, поставленные Кошеверовой, — «Старая, старая сказка» (1968), «Тень» (1971), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) и другие — уже не имели такого успеха, несмотря на известных актеров, которые снимались в этих картинах. Эпоха сказочных героев закончилась, и творчество Кошеверовой, с годами всё более декларативно проповедующее добро, оказалось вне жесткой и рациональной линии развития советского кино 70–80-х гг.
Последней картиной режиссера стала «Сказка про влюбленного маляра» (1987), где главный герой совершает невероятные чудеса ловкости, ради того, чтобы завоевать сердце принцессы. Но страну уже интересовали другие проблемы, и фильм остался незамеченным. Через два года Надежда Николаевна скончалась в Москве и была похоронена в Комарове, недалеко от города, который в ту пору еще назывался Ленинград.
Хохлова Е. Кошеверова Надежда // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Том I. М.: НИИ киноискусства, 2010.