Кто повинен в том, что картина получилась неудачной?
Эти вопросы по весь рост были выдвинуты в АРРК’е на дискуссионном просмотре картины «Дом на Трубной» (режиссер — Б. Барнет, сценарий — Б. Зорич, производство «Межрабпом—Фильм»).
О ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДАХ.
С вступительным словом перед просмотром выступила сценарист картины тов. Зорич.
Останавливаясь на трудностях, которые приходится преодолевать сценаристам в деле продвижения в производство комедийных сценариев, тов. Зорич опровергает существующие мнения о том, что, якобы, наши сценаристы еще не созрели для работы в комедийном жанре.
Что стоит на пути комедии к ее организации на экране? На этом пути мы видим «заградительные отряды» из всяких ответственных товарищей, говорящих от имени «широких трудящихся масс», и весьма ретиво старающихся «оберегать» эти массы от всякой «крамолы».
Если сейчас, при развертывании комедийного сюжета, понадобится вывести трогательного попика, делающего ряд прекраснейших поступков, то мы не должны ожидать, что наша аудитория ударится в религиозный экстаз, начнет молиться и бить поклоны. Вот здесь-то и кроется один из тормозов советской комедии. Трудно ожидать от инстанций, одинаково аппробирующих оперу, драму и балет, настолько точного знакомства с кинематографическим материалом, чтобы при читке комедийной или комической сцены они тут же могли почувствовать кинематографический пластический эквивалент.
Говоря о своей работе над сценарием картины, тов. Зорич указывает, что идея сценария состояла в том, чтобы показать, как лозунг «каждая кухарка должна уметь управлять государством» становится совершенно иным в искривленной психологии обывателя.
В заключение тов. Зорич отмечает, что сценарий претерпел, помимо ее воли, целый ряд изменений и переделок.
ПРОПАВШАЯ ТЕМА.
Тов. Шнейдер (журналист) указывает, что у режиссера Барнета, судя по картине «Девушка с коробкой», должна была получиться кинематографическая работа. «Получился же инсценированный чеховский водевиль. Драматургический сценарий картины абсолютно неграмотен. Пять частей идет на экспозицию и только одна часть на развитие сюжета, развязку и проч. Основная тема погибла в мотивировках. Картина сделана без всякого кинематографического темпа, и как это [ни] удивительно для Барнета, без знаний материала. Очень жаль, что наших молодых режиссеров хватает только на первую вещь. После первой вещи их кинозрение исчерпывается и они выдыхаются. Это значит, что на производстве нет таких условий, которые помогли бы режиссерам развиваться и дальше».
ВНЕШНЯЯ ЭКСЦЕНТРИАДА.
Тов. Анощенко (режиссер) отмечает, что установка сценария в первоначальной редакции тов. Зорич была иная, чем содержание картины. «С точки зрения техники окончательного сценария, мы наблюдаем в картине странные пропорции: внимание зрителя концентрируется только на отдельных частных кусках, не развивающих сюжета и не особенно характеризующих действующих лиц. Картина идет по линии внешней эксцентриады.
ДО КАКОГО ПРЕДЕЛА?
Тов. Юдин спрашивает, до какого предела допустимо у нас калечить сценарии и вообще пользоваться советским комедийным материалом, чтобы делать просто «комические» вещи? Вся картина построена на трюках, высмеивающих самым безобразным образом нашу советскую действительность. Необходимо случаи искажений замыслов сценариста выносить на суд общественности.
«ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ».
Тов. Шкловский (сценарист) рассказывает, как «видоизменялся» сценарий картины. «Сначала сценарий переделывал Шершеневич, затем Мариенгоф, Эрдман и еще человек 5 — 6. К этой работе впоследствии привлечен был и я. И что же получилось? По принципу привлечения большей или меньшей «знаменитости», первоначальный сценарий попал в бесконечные переделки, гораздо худшие, нежели работа тов. Зорич. Сценарист Эрдман ввел лишь двух кошек: белую, которая делалась черной и черную, которая делалась белой. За это ему заплатили 400 рублей. Но этих кошек в картине не удалось показать.
КОМЕДИЯ ИМЕЕТ ПРАВО НА СМЕХ.
Тов. Леонидов (сценарист) указывает, что из того, что картина получилась неудачной, нельзя еще делать заключений, что режиссер уже «выдохся». «В ряде моментов тов. Барнет показал большой режиссерский темперамент, доказал, что является способным кинематографистом.
После выступлений т. т. Пырьева (режиссер), Ильина (Совкино ф-ка), Красносельского (газеты «Труд»), Уральского (кино-актера) и заключительного слова тов. Зорич, собранием была избрана комиссия для составления проекта резолюции, которая должна быть утверждена на очередном собрании членов АРРК’а.
Л. В-С.
Л. В-С. «Дом на Трубной» // Кино. 1928 № 38.