Как ни трудно было в прошлом году подбирать картины для образовательного кинематографа, все же это было возможно. Практика «Просветительного кинематографа», организованного секцией гигиены и воспитания, состоящей при нижегородском отделе Русского Об[щест]ва охранения народного здравия, показала, что в настоящее время вполне созрела почва для существования образовательного кинематографа.
Вот результаты работы Нижегородского Просветительного кинематографа за 1913 г. (сведения взяты из отчета секции).
12 и 13 октября состоялось пять сеансов на тему «Япония», с объяснениями А. А. Костромина по следующей программе: географическое положение Японии, климат и природа японских островов, население, происхождение японцев, недавнее историческое прошлое Японии, японские деревни и города, земледельческая промышленность, обрабатывающая промышленность, кустари, нравы и обычаи, положение женщины, увеселения, религия, расширение границ японского государства, японцы в среде европейского населения.
26 и 27 октября даны три сеанса: «Жизнь пчел и уход за ними», с объяснениями И. Д. Ламонова: краткий исторический очерк пчеловодства в России и других странах, пчеловодство, как отрасль сельского хозяйства и его значение для садоводства и плодоводства, пчелы и их жизнь, краткая анатомия пчелы, биология пчелы, продукты пчеловодства: мед и воск, летние работы на пасеке, зимовка пчел.
2 и 3 ноября поставлены были «Сказки и басни» (четыре сеанса), с объяснениями Н. И. Тупылевой к картинам: 1) «Сказка о рыбаке и рыбке» (по Пушкину), 2) «Снегурочка» и 3) «Стрекоза и муравей».
9 и 10 ноября была показана «Жизнь морскихъ животныхъ» (пять сеансов), с объяснениями Н. М. Романова по следующей программе: способы ловли и изучения морских животных, микроскопически мир морского населения, медузы, губки (их ловля, обработка и продажа), анемоны, кораллы, морские ежи и звезды, жемчужница (ее ловля, добывание из нее жемчуга и перламутра), каракатица, раки.
13 и 14 ноября — пять сеансов на тему: «По Белому морю», с объяснениями А. Костромина: путь к Архангельску по Северной Двине, Соловецкий монастырь, культурная роль северных монастырей, по окрестностям монастыря, промыслы на Белом море, Лаплан[д]ский полуостров, лопари, — их быт, занятие оленеводством, знаменитые деятели и уроженцы севера.
16 и 17 ноября показывался «Пастеровский институт в Париже», с объяснениями доктора В. А. Вяткина: 1) Пастер, лаборатории института, приготовление сывороток. 2) Добывание противооспенной сыворотки, оспа прежде и теперь. 3) Чума, ее происхождение и способы распространения, противочумные мероприятия, борьба с чумой в Харбине. 4) Детская санатория в Альпах. 5) День в детском приюте «Ясли».
23 и 24 ноября (пять сеансов) темой для сеансов-лекций «Во сне и на яву» послужили следующие ленты: 1) Сны мальчика (детские грезы), 2) Сон музыканта (мания музыки), 3) Сон в ночь под Рождество, 4) Невозможно уснуть, 5) Волшебник во сне и на яву,
6) Чудесные тарелки, 7) Быстрые превращения, 8) Китайские фокусники.
30 ноября и 1 декабря состоялось четыре сеанса на тему: «Были и небылицы», с объяснениями Н. И. Тупылевой, иллюстрированными четырьмя картинами: 1) Ребенок затерянный в горах, 2) Мальчик с пальчик, 3) Золушка и 4) Искатели жемчужин.
Темой 4 лекций-сеансов 7 и 8 декабря послужило «Освобождение негров», с кинематограммами «Хижина дяди Тома» (в 2 частях) и «Центральная Африка», объяснения М. Гращановой.
14 и 15 декабря состоялось четыре сеанса на тему «Варфоломеевская ночь». На экране проходили исторические сцены кровавой ночи 24 августа 1572 года, а затем два эпизода из эпохи знаменитых драгун Людовика XIV. Объяснения давал Н. А. Савин.
29 декабря демонстрировались ленты на тему «Потехе — час»:
1) Как приготовляются куклы, 2) В царстве игрушек, 3) Домашний медвежонок, 4) По дороге в Швейцарию, 5) Полька в голове;
и 6) Хорошо вычищенная труба.
Всего в 1913 году было собрано 23 программы, поставленные на 102 сеансах.
По содержанию программы распределить можно на следующие группы:
1) географические — 7 программ, привлекших 3328 человек (в среднем по 475 посетителей на программу);
2) литературно-исторические — 3, посетителей 811 (по 270 человек на программу,
3) естественно-научные — 4, посетителей — 1034 (по 250 человек на программу;
4) гигиенические — 2, посетителей — 218 (по 109 человек на программу;
5) специально-детские — 7, посетителей — 3159 (по 451 человеку на программу).
Наиболее посещаемыми были сеансы с географическими и детскими программами, а наименьшим вниманием пользовались темы гигиенического содержания.
Всего на 23 программах (102 сеанса) перебывало: 8550 посетителей, из которых учащихся и детей — 6064, что составляет 70,9%.
В среднем на одну программу приходится 372 посетителя, из которых 109 взрослых и 263 детей, а на каждый сеанс — 84 человека.
Каждая программа ставилась от 3 до 6 раз, обычно 1 или 2 раза накануне праздника (в 7 и 9 час. вечера) и 3 или 4 раза в праздник
(в 4, 6 и 8 час.).
Все сеансы сопровождались объяснениями лекторов, —преимущественно преподавателей средних учебных заведений Нижнего.
Кроме устройства сеансов Просветительного Кинематографа секция продолжала пополнять свой запас лент. В прошлом году куплено 25.579 метров лент, так что в общем складе имеется теперь у секции картин почти 50000 метров, по номинальной стоимости на 30000 рублей.
Благодаря полученной субсидии в 2000 руб. от Министерства Народного Просвещения, секция стала приобретать картины прямо на фабриках, что сейчас же улучшило чистоту демонстрации фильм. Прежде, при недостатке средств, секция покупала подержанный ленты у прокатных контор, конечно, со скидкой, но их нужно было «чинить», вырезая по несколько метров непригодных мест (чаще всего от испорченной перфорации). После «чистки» картины получались значительно улучшенными, но и немного возросшими в своей стоимости.
Однако, составляя свою кино-библиотеку, секция убедилась, что для ее сеансов-лекций кинематограммы, имеющиеся на рынке, нужно признать далеко не удовлетворительными. Многие ленты при несомненных фотографических достоинствах страдают существенными недостатками со стороны своего содержания.
Часто можно было видеть, что «кинооператоры» старались снять
все выигрышные места — с фотографической точки зрения, но опуская последовательность процесса и другие детали, необходимые для научной правды. Большинство так называемых «научных» лент создаются людьми, ничего общего с наукой не имеющими и стоящими очень далеко от тех заданий, которые требуются для приготовления действительно научных картин. ‹…›
Алейников М. Из практики разумного кинематографа // Разумный кинематограф. Вып. 2. М.: Издание М. Алейникова, 1913.