Вопрос об использовании огромной просветительной силы кинематографа давно уж поставлен на очередь. Всем, кто соприкасается с областью воспитания и образования, стало ясно, что кинематограф в этой области может оказать огромную услугу. Едва-ли это требует доказательства. Тот факт, что многие школы и земства озабочены в настоящее время организацией разумного кинематографа, — говорит сам за себя. Важно выяснить другой вопрос: в данный момент — имеется-ли возможность осуществить задачи разумного кинематографа, и можно-ли теперь же приступить к устройству систематических демонстраций образовательных картин, удовлетворяющих вполне определенному учебному плану?
Познакомившись подробно со всем, правда, весьма большим материалом, которым владеет кинематографический рынок, — мы должны придти к заключению, что в данный момент нет возможности устраивать демонстраций картин по строго определенному учебному плану. Хотя разными фабрикантами кинематографических картин и было выпущено в разное время и выпускается теперь много образовательных лент, однако выпускались такие картины без всякой системы, без заранее намеченного плана и, конечно, без определенной программы. Таким образом, чтоб воспользоваться уже выпущенными многочисленными картинами напр[имер], географического и этнографического характера для иллюстрации какого-либо определенного отдела из географии, необходимо, прежде всего, сделать выборку из огромного материала, нужно тщательно отобрать годное от негодного. И во всяком случае, пришлось бы лекцию приспособлять к демонстрации, — а не наоборот, как этого требует правильная постановка преподавания.
Однако значит ли это, что в данный момент нет возможности устраивать разумные кинематографы? Такое заключение было бы совершенно неправильным. Почва для разумного кинематографа вполне созрела. Уж и теперь можно подбирать из старых лент и из выпускаемых каждую неделю новых интересные программы картин, полезных и занимательных, расширяющих и углубляющих кругозор зрителя. Несколько тысяч картин, указанных в этом каталоге должны подтвердить это соображение, как подтвердили это делавшиеся удачные попытки устройства разумных кинематографических представлений; такие попытки делались некоторыми отделениями Императорского Русского технического общества (в Петербурге, Москве, Одессе и друг[их] городах), комиссией технической кинеграфии при политехническом обществе в Москве, кинематографической комиссией секции физики при Московском политехническом обществе и многими другими общественными учреждениями и частными лицами.
Школы уже и теперь могут устраивать демонстрации картин, иллюстрирующих отдельные страницы зоологии, ботаники, географии. И если приходится признать неподготовленность в настоящее время кинематографического рынка для строго систематизированных школьных программ, — то положение дела быстро изменится, как только многие из проектируемых теперь школьных кинематографов получат свое осуществление. Пока таких разумных, образовательных кинематографов очень мало, фабриканты лент не находят для себя выгодным фабрикацию лент по определенному плану. Но уже и теперь они стараются систематизировать свои образовательные ленты, объединяя их в серии «океанографическая», «зоологическая» и проч. За границей теперь имеются особые бюро, который отпускают на прокат исключительно программы из образовательных лент. В России такие бюро в самое последнее время тоже возникли и в самом недалеком будущем они начнут функционировать. Школьные кинематографы питаются картинами от, так называемых, прокатных контор, по складам которых разбросаны поименованные в этом каталоге образовательные ленты (см. статью: «Кинематографические ленты»).
Настоящий каталог должен служить пособием для тех, кто хочет воспользоваться имеющимися на рынке картинами для разумного кинематографа. Название каждой картины сопровождается указанием ее длины в метрах и фирмы выпустившей картину в продажу. Для тех школ, коим по средствам (стоимость ленты и проката указаны ниже) приобретение желаемых картин в собственность, в Адресном Листе приведены адреса всех фирм, от которых можно выписать эти картины. Для желающих получать картины на прокат, там же указаны адреса прокатных контор.
Одним из существенных пробелов этого каталога является отсутствие более или менее полных описаний вошедших в него картин. Но, к сожалению, у издателя каталога не было возможности этого сделать уж по одному тому, что большинство описаний собранных им у фабрикантов страдали одним и тем же недостатком: на ряду с рекламными восхвалениями картин там редко встречались фактические данные. Сообщалось, например, о том, что «картина изобилует чарующими пейзажами, столь характерными для страны вечного солнца...», но о какой именно стране, о каком городе идет речь, можно догадываться только из заглавия картины. Грешат также местами и некоторые географические названия, которые в каталоге приведены в той редакции, в какой они были выпущены в продажу. Лишь для немногих картин приведены содержания их, чтоб по ним можно было судить приблизительно и о характере других картин.
Издатель и составитель этого каталога сознает со всей ясностью, что каталог грешит многими пробелами и со стороны систематизирования материала, но при тех условиях, при которых выходит это издание, — не было возможности достигнуть лучших результатов.
Целью издателя каталога было — показать интересующимся этим вопросом, что уже и теперь имеется много картин для образовательного кинематографа, и что от их инициативы и самодеятельности зависит рациональное использование могучей образовательной силы кинематографа.
М. А.
Разумный кинематограф. Каталог образовательных лент для школьных целей. Вып. 1. М.: Издание М. Алейникова, 1912.