‹…› ... в талантливой картине А. Мачерета «Ошибка инженера Кочина» девушка приходит в ресторан на встречу с агентом иностранной разведки. Камера всматривается в лица посетителей: все они спокойны, доброжелательны, освещены ровным светом. И лишь один стоит в углу, напряженно прищурившись, сжав губы, и элегантная заграничная шляпа бросает тень на лицо — сомнения зрителей (не знаю уж, как насчет героини) разрешены.
Другое дело, что в полнометражной «Ошибке инженера Кочина» много вставных аттракционов. Эксцентрический дуэт еврейских портных, остроумно сыгранный Б. Петкером и Ф. Раневской; еще одна эксцентрическая парочка: молодой официант, мечтающий стать сыщиком, и посмеивающаяся над ним хорошенькая официантка; любовная линия главного героя и попавшей «в сети шпионажа» девушки. Все это занимательно написано сценаристом Ю. Олешей, хорошо сыграно актерами, выразительно снято и т. д. Однако за вычетом этих аттракционов мы получаем в высшей степени сомнительного качества детектив (а фильм этот считался одним из первых и одним из лучших советских детективов, или, вернее было бы сказать, триллеров): враги распознаются в первую же секунду, а сыщики, не проявляя особой умственной деятельности, распознают злодеев, руководствуясь интуицией или, скорее, «классовым чутьем». Но зрители-то, в отличие от критиков и киноведов, не «расчленяли» картину и, как раз благодаря вставным аттракционам воспринимали эту талантливо сделанную «обманку» как полноценный триллер.
А полноценного триллера в советском кино 1930-1940-х гг. быть не могло. Потому как не могло быть полноценного сюжета: с перипетиями, парадоксами и т. д. Сюжет рождался за счет разнообразных и разнородных подробностей. В основе же лежал незыблемый канон, модель. Модель чрезвычайно простая: существование в вечном празднике и вечная же готовность не задумываясь и не сомневаясь (это важная особенность!) принести себя в жертву ради поддержания этого праздника. ‹…›
Багров П. Фильмы «малой формы» и модель тоталитарного кино // Киноискусство и кинозрелище. Вопросы теории и истории кино. Часть 2. СПб: РИИИ, 2011.