Сценарий Ю. Олеши был одной из первых попыток показать механизм нацистского подавления человеческой индивидуальности. Объяснить все это в рамках традиционного сюжета — истории о том, как славная милая девушка влюбилась в рабочего парня, недостаточно политически зрелого, оставив без взаимности другого рабочего парня, стойкого борца Сопротивления, — оказалось задачей непосильной. И очень скоро эта частная, камерная история останавливается в своем движении, так ничем и не кончившись. Интересной кажется ситуация общественная, при которой обыватели осознают свою «историческую миссию», борцы обречены стать жертвами, а жертвы становятся борцами.
В фильме режиссеру удалось показать обе стороны молодого тоталитарного государства — лицевую, вполне благопристойную и даже респектабельную: тихие улочки мирного городка, оживленное движение; и изнанку: концентрационный лагерь.
Конечно же (сегодня это особенно очевидно), картина Ю. Олеши и А. Мачерета не давала полного и законченного представления зрителям о масштабах бесчеловечности нацистской идеологии.
Камера ограничилась беглой панорамой по рядам людей, вгрызающихся в липкую землю, и сосредоточила внимание только на двух узниках из многих тысяч, что «благоустраивали» лагеря смерти для миллионов будущих узников... На экране воспроизведен только частный эпизод о том, как пожилой еврей-аптекарь помог юноше выполнить его норму. Это вызвало самое большое неудовольствие фашиста. Товарищество было тягчайшим проступком. Еще не было в те годы документальных свидетельств о массовых преступлениях нацистов. Но авторы фильма угадали те средства и приемы, с которыми фашизм подавлял волю и сознание своих сограждан.
И сегодня впечатляют хроникальные кадры исторического единения сборищ молодежи на фашистских парадах и съездах. Эта конвульсивная общность могла быть достигнута только нарушением всяких социальных, человеческих, общественных, просто товарищеских уз. В «Болотных солдатах» это очень верно замечено. И замечено, что самый верный способ борьбы с фашизмом — восстановление всех человеческих связей и отношений во всей полноте и многообразии. Этим и заканчивается фильм. Рабочие завода голосуют за проведение забастовки открыто, на глазах у нацистского эмиссара.
Фильм этот сегодня кажется, тем не менее, во многом наивным. И хотя авторам в те годы представлялось, что, выводя на экран фигуры нацистов (например, коменданта концлагеря в исполнении Ванина), они зло окарикатуривают жизненных прототипов, теперь-то мы видим, что это всего лишь благодушные шаржи на карикатурную реальность.
Но при всем этом картина Ю. Олеши и А. Мачерета, так же как и известные сказки Е. Шварца, стихи С. Маршака, рассказы А. Платонова, замечательна одним общим качеством: отношением авторов к фашизму не просто как к политическому противнику своего государства, но как к своему личному и непосредственному врагу, покушающемуся на внутреннюю свободу. Потому фильм «Болотные солдаты» и стал одним из серьезных предупреждений, сделанных с экрана в те годы, о надвигавшейся опасности.
Богомолов Ю. Александр Мачерет // 20 режиссерских биографий. М.: Искусство, 1971.