Прошла война. Снова начала свою работу Киевская киностудия и снова на ней работает лучший украинский оператор. И первый же фильм, снятый им, — «Подвит разведчика» (реж. Б. Барнет), приносит большой успех его создателям. Это один из немногих советских приключенческих фильмов, который сочетает захватывающий сюжет с живыми человеческими образами, с правдой характеров. Четкая режиссура и актерская игра, хорошая драматургия, несомненно, во многом бы проиграли, если бы -не были дополнены ’высоким операторским мастерством.
Как и в предыдущих фильмах, Демуцкий пользуется выработанной им еще в «Арсенале» манерой характеристики героев — разграничением их на «своих» и врагов. Здесь этот способ несколько усложняется, приобретает большую гибкость, но принцип остается прежним.
Вот начало фильма, майор Федотов у себя дома. Интерьер освещен приглушенным светом, композиция кадра очень проста. Мягкий тональный рисунок на лицах героев. Примерно так же решена сцена на квартире у Лещука, но там уже нет ровного фона — напряженной обстановке соответствуют тревожные световые пятна и глубокие тени в интерьере.
За исключением пролога и эпилога фильма, портретам придана особая скульптурность. В портретах советских людей свет мягче, на лицах фашистов—резкие контрасты. Отрицательные персонажи охарактеризованы оператором несколько ярче и разнообразней. Характерно выявление лиц неприятно старческого у Поммера, комического в своей серьезной глупости у Вилли, умного и мужественного у генерала Кюна. Причем в кадрах, где вместе с фашистами снят актер П. Кадочников, эта разница в подходе оператора к героям становится особенно заметной: враги освещены резче, грубее. Несколько иначе охарактеризован предатель — Нон освещается, в отличие от всех остальных персонажей, снизу. Этот принцип характеристики героя начинаешь понимать в сцене, когда Федотов приходит к нему домой. Оператор освещает всю декорацию ироническим «подпольным» светом снизу, выдавая игру предателя в красного подпольщика.
Иногда оператор меняет свой прием и «заливает» лица фашистов ярким светом, чуть-чуть пересвечивая, отчего создается впечатление необычайной холодности — лица становятся восковыми. Так иногда освещен старик Поммер, Руммельобург и другие.
Умение Демуцкого создавать напряжение в кадре можно проследить уже по начальным сценам. Так, сцену допроса немецкого шпиона оператор делает динамичней, чем она была в сценарии. Лучи света на стене от фар проходящих машин создают определенный ритм, и вы чувствуете, что вскоре должно произойти что-то неожиданное. Эти же световые пятна повторяются в эпизоде встречи Федотова со Штюбингом. Еще ничего не произошло, но вы опять чувствуете, что сейчас произойдет катастрофа...
Так же, как и прежде, оператор любит выразительную деталь. Достаточно вспомнить сейф, фотографию, развевающуюся занавеску в кабинете генерала Кюна, чтобы оценить мастерство Демуцкого в этом плане.
Надо еще отметить, что «Подвиг разведчика», пожалуй, первая картина Демуцкого, в которой большая часть действия происходит в павильоне. Но, несмотря на это, оператор очень четко работает на протяжении всего фильма.
Антропов В. Творчество украинского оператора Даниила Демуцкого // Кино и время. Вып. 4. М.: Госфильмофонд, 1965.