Основной принцип работы оператора состоит не просто в фотографической фиксации снимаемого материала, а в выявлении своего авторского отношения к нему и раскрытии (средствами своего мастерства) его идейного и эмоционального содержания. ‹…›
Применение того или иного средства выражения в каждой отдельной сцене должно базироваться на едином идейно-художественном замысле, должно органически вытекать из единого авторского отношения к снимаемому произведению.
В фильмах на так называемом морском материале операторов всегда притягивает заманчивый материал: фотогеничность мачт, башен, кораблей, моря и пр. Во всех почти фильмах на этом материале показаны красивенькое море, блики, лунные эффекты, мачты и т. д.
Мы от всего этого отказались и старательно избегали снимать заэстетизированные, красивые кадрики, ибо сценарий талантливого драматурга Вс. Вишневского о героической эпопее моряков Балтики осенью 1919 года поставил перед нами более серьезную и трудную задачу: показать героическую эпоху гражданской войны, передать подлинно суровую атмосферу эпохи, в которой рождалась, воевала и побеждала наша славная Красная армия.
Мы добивались показать осенний холодный Кронштадт, всю гамму свойственного ему пластического колорита: туман, ветер, сумрак, гранит, каналы и т. д. Этот типичный кронштадтский осенний ландшафт должен был служить материалом для решения этой задачи не путем нейтрального фотографического отображения, а путем его внутреннего, смыслового раскрытия. В то же время эти элементы должны были иметь свое движение и видоизменяться в связи с внутренним движением всего произведения.
В первой части фильма эти элементы работают на экспозицию вещи, на характеристику времени: обстановка и место действия подчеркиваются и акцентируются. По мере развития образов они стушевываются, отходят на задний план и даже преодолеваются путем введения иных, противоположных качеств — солнца, света, ясности, четкости композиционных построений, масштабности — всего того, что должно быть органическим выражением мажорного финала фильма.
Тщательно работая над композицией каждого кадра, мы старательно избегали ложной «красивости», вычурности, искусственности. Мы добивались, чтобы в каждом кадре, каждой сцене сквозила правда, мы строили всю нашу работу в реалистических тонах. Поставленную перед нами задачу мы стремились выполнить всеми доступными нам изобразительными средствами.
Наумов Н. Изобразительные задачи // Искусство кино. 1936. № 4.