На Триумфальной площади (пл. Маяковского) и поныне работает кинотеатр, некогда построенный Ханжонковым. Сейчас театр носит имя столицы — «Москва», но москвичи все чаще называют его «Домом Ханжонкова». В старые времена это был единственный в городе и в стране студийный кинотеатр, принадлежавший одной кинофирме — «А. Ханжонков и К°».
Идея создания своего кинематографа (так в ту пору назывались кинотеатры) возникла у Ханжонкова в разгар прокатного кризиса, разразившегося в 1911-1912 годах. Тогда к Ханжонкову за долги перешла одна из крупнейших в стране прокатная контора «Глобус». Ее бывший владелец Абрам Гехтман стал работать у Ханжонкова, возглавив отдел проката его фирмы. Потом в 1914 году на Тверской улице он выстроил большой кинотеатр «Арс» (ныне Драматический театр имени К. С. Станиславского), который стал серьезным соперником ханжонковскому театру на Триумфальной площади.
Ханжонков, приобретя прокатную контору «Глобус», намеревался расширить распространение своих картин и, чтобы более не зависеть от прихотей владельцев кинематографов, решил построить свой фирменный театр. Собрание акционеров поддержало его. Была создана особая Театральная комиссия, в состав которой вошли: Антонина Николаевна, видный промышленник С. Н. Баторовский (очевидно, брат Антонины Николаевны), профессор И. X. Озеров и другие. Ханжонков был выбран председателем. Гончаров подыскал подходящий участок для театра, и на следующем заседании комиссии Ханжонков доложил, что предлагается построить кинематограф на углу Брестской улицы и площади Старых Триумфальных ворот на земле, принадлежащей Обществу Тверской-Ямской слободы, которое просит за него 65 тысяч рублей. Ханжонков представил смету стоимости земли и постройки театра, предполагалось, что все это обойдется в 250 тысяч рублей, полагая, что доход театра в будущем составит около 24 процентов всех затраченных средств. Комиссия одобрила смету.
Однако хозяева участка не согласились с предложенной суммой, и тогда Ханжонков, надеясь со временем сломить упорство владельцев земли, решил строить кинотеатр по частям. 1 августа 1913 года состоялась торжественная закладка первой (как потом оказалось, и последней) очереди здания театра на 750 мест. Как сообщал журнал «Синефоно», на закладке присутствовали многие акционеры общества во главе с правлением. Богослужение совершил епископ Василий Можайский во главе многочисленного духовенства. По окончании богослужения присутствующим было предложено шампанское. Строительство театра было поручено инженеру А. Фолькбауму и технику фирмы В. Чебанову. Зрительный зал предполагалось построить в три яруса, аппаратная должна была располагаться посередине зала под вторым балконом. Ханжонков мечтал, что в новом кинотеатре будут даваться «смешанные представления, то есть пьесы драматического жанра, тесно связанные с кинематографом. Артисты будут разыгрывать целые сцены вперемежку с демонстрацией картин, дополняющих на экране действие пьесы. Для этого потребуются особые сценарии, которые будут заказываться русским драматургам».
1 августа состоялась закладка кинотеатра, а 8 ноября Театральная комиссия на своем последнем заседании решила: «Назначить освящение театра на 24 ноября с г., а открытие для публики с 26 ноября». Было также решено выдать всем акционерам фирмы почетные бесплатные двухмесячные билеты в театр.
Как сообщили московские газеты, открытие кинотеатра состоялось в воскресенье 24 ноября 1913 года. Среди почетных гостей были командующий войсками Московского военного округа П. А. Плеве, попечитель столичного учебного округа, профессора Московского университета, видные промышленники, артисты, владельцы прокатных контор и кинотеатров. После торжественного освящения театра присутствующим «было предложено шампанское и роскошно сервированный завтрак. После завтрака перед гостями были продемонстрированы отдельные акты из кинопьес, выпущенных акционерным обществом, в хронологической последовательности с 1908 года», начиная с фильма «Песнь про купца Калашникова» и кончая последней картиной фирмы — «Покорение Кавказа». По словам журналистов, особым успехом пользовались ленты В. Старевича «Стрекоза и муравей» и «Страшная месть». Поразил всех неожиданный финал кинопрограммы, когда присутствующие увидели себя на экране в кинохронике только что состоявшегося открытия кинотеатра.
«Новый кинотеатр, — писал в те дни журнал „Кинотеатр и жизнь“, — выдержанный в стиле итальянского ренессанса, бесспорно, один из лучших в Москве в архитектурном отношении. Зрительный зал имеет три яруса на 800 человек и самый большой в столице экран (9 X 6).
Особенностью театра служит организация его управления. Кроме администратора приглашен заведующий художественной частью г-н Худяков (лучший в те годы профессиональный музыкальный иллюстратор, теоретик, педагог. — Авт.) с правом голоса при составлении репертуара. Для иллюстрации картин в распоряжении г-на Худякова имеется 3-тысячный по стоимости концертный рояль, лучший американский гармониум и симфонический оркестр в 35 человек под дирижерством г-на Басова-Гольдберга, ученика знаменитого Артура Никиша. В каждую программу картин будет введено музыкальное отделение, состоящее из оркестровых номеров.
Кроме обычных сеансов, — сообщал журнал, — в дни, свободные от спектаклей (фильмов] в кинотеатре предположено устройство лекций по различным вопросам кинематографии, а также сеансы научного и образовательного кинематографа с соответствующими чтениями [лекциями]».
Новый кинотеатр первое время назывался «Кинема-театр», но с конца 1913 года, очевидно из-за щепетильности Ханжонкова, всегда подчеркивавшего коллегиальность руководства в акционерном обществе, кинотеатр на Триумфальной площади стал называться Театром «А. Ханжонков и К°», но для москвичей он навсегда остался Ханжонковским театром.
Театр Ханжонкова был одним из самых престижных в столице. Здесь демонстрировались картины исключительно 1-го экрана, т. е. самые-самые новые фильмы не только Ханжонкова, но и известных зарубежных кинокомпаний, с которыми у акционерного общества Ханжонкова были заключены соглашения на распространение их лент в России.
Новый кинотеатр Ханжонкова приобрел особую популярность у москвичей своими просветительными сеансами, на которые учащимся учебных заведений Москвы выдавались бесплатные билеты. В театре часто проводились научные сеансы для педагогов и интеллигенции столицы, в годы Первой мировой войны здесь был организован кинолекторий для сестер милосердия.
Михайлов В. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Материк, 2003.