Искусство объемной мультипликации обязано своим возникновением деятелям русской дореволюционной кинематографии — выдающемуся оператору, художнику и режиссеру кино В. Старевичу и сыгравшему большую роль в дореволюционном русском кино предпринимателю А. Ханжонкову.
От тех многочисленных дельцов, которые видели в кинематографии лишь средство наживы, Ханжонков отличался искренней любовью к новому искусству. Это был не только удачливый предприниматель, но и энтузиаст кино, и его заботили не одни прибыли, но и развитие нового искусства и утверждение его общественного значения.
Нажив себе состояние на прокате иностранных фильмов, он тем не менее занимался этим прибыльным делом лишь для того, чтобы на его основе организовать и развить собственное русское производство фильмов. Первым в русской кинематографии он создал постоянную труппу актеров и режиссеров. Первым русской кинематографии он организовал на своей фабрике отдел научного кино, требовавший постоянных дотаций. Первым он стал добиваться жанрового расширения возможностей русской кинематографии, развития новых видов кино. По своим политическим взглядам Ханжонков не подымался над уровнем октябристско-кадетской буржуазии. Но свойственные ему любовь к искусству и уважение к национальным русским художественным традициям выделяли его из ряда дореволюционных кинодельцов. И не случайно, что Советское правительство в 1935 году удостоило бывшего капиталиста А. Ханжонкова персональной пенсии за заслуги в деле развития русского киноискусства.
Первой заботой А. Ханжонкова были поиски одаренных людей, которых можно было бы привлечь к работе в новом искусстве.
Гинзбург С. Рисованный и кукольный фильм. М.: Искусство, 1957.