Майя Туровская (из книги«Пырьев и его музыкальные комедии. К проблеме жанра»): В фильме «В шесть часов вечера после войны» ложное соперничество двух бравых артиллеристов по отношению к руководительнице детского сада Варе (в завязке знакомства снова появляется мотив портрета: фотографии, полученной с фронтовой посылкой) служит лишь первым комедийным ходом, повторяющим в сжатой и обращенной форме (Демидов почти без борьбы и, разумеется, без всякого коварства уступает Варю Кудряшову) прежние излюбленные перипетии пырьевских картин. Истинной ретардацией служат на этот раз превратности самой войны. Два полухора, мужской и женский, артиллерийская бригада и бригада девушек из одного московского дома встречаются и разлучаются волею военной случайности, таков второй ход картины. «Испытание верности» требует третьего, притом мелодраматического хода. Кудряшов теряет ногу и посылает к Варе Демидова сказать, что он погиб. Ложная разлука кончается очередным узнаванием: бронепоезд Кудряшова на пути нечаянно пересекается с зенитной батареей Вари (чисто фабульный, функциональный характер мотива ложной разлуки обнаруживает себя в снятии жизненного, реального драматизма — теперь Кудряшов лишь прихрамывает), и свадьба заменяется ее синонимом — встречей жениха и невесты у Кремля «в шесть часов вечера после войны». Короткое соперничество (Демидов не может быть разлучником) компенсируется появлением нового лица, подруги Вари, которое удваивает мотив будущей свадьбы.
Майя Туровская (в программе на радио «Свобода»): «В шесть часов вечера после войны» — это история задержанной свадьбы, это даже нельзя назвать историей любви. Герой должен жениться на героине, но это как бы откладывается — такая сказочная ситуация. Интересно, что герой этой картины отвечает уже новому представлению об образе и имидже героя, потому что здесь в роли главного героя — Евгений Самойлов, то есть, интеллигентный герой, но еще без той самой рефлексии, которая появляется у нового поколения героев, таких как Кадочников и Дружников. История ‹…› неправдоподобная до такой степени, что, предположим, сюжетный поворот, когда герой как бы теряет ногу и считает, что он уже не годится в качестве жениха для своей невесты, потом ‹…› непонятно каким образом, в следующих кадрах ‹…› это нивелируется. Он уже не то, что ногу потерял, а так, прихрамывает немножко. Это была ‹…› утешительная сказка, которая благодаря своей утешительности и благодаря своему названию получила всенародное признание и, в отличии от большинства комедий, заняла верхнюю строчку по сборам.
Туровская М. И. А. Пырьев и его музыкальные комедии. К проблеме жанра // Зубы дракона. Мои 30-е годы. М.: Corpus, 2016.
Юреньен С. Русская кинодвадцатка: В шесть часов вечера после войны / радиопрограмма Сергея Юреньена с участием Тимона Хренникова, Евгения Самойлова, Дмитрия Язова, Марины Ладыниной, Майи Туровской и Олега Ковалова// Радио «Свобода»