Сыграть небольшую, эпизодическую роль, но сыграть так, чтобы она запомнилась, пробудила мысли и чувства зрителей, — не легко. Это требует огромного искусства и под силу, как правило, актеру бесспорно одаренному и опытному.
Во второй серии фильма «Иван Грозный» есть такой эпизод: Грозный вспоминает, как бояре отравили его мать. Княгиня Глинская вбегает дверь. Глаза полны ужаса. В них трагедия человека, женщины, матери. С криком: «Отравили! Умираю!» — она падает. ‹…›
Фильм «Дело № 306». Следователь допрашивает в больнице сбитую машиной учительницу Некрасову. Актриса лежит в постели вся забинтованная. У нее нет текста. Играют только глаза, лицо. А эпизод полон драматизма, напряжения.
Глинскую и Некрасову играла Ада Войцик. Большое профессиональное мастерство, многолетний опыт позволили талантливому мастеру с блеском провести эти маленькие эпизоды.
Ада Игнатьевна — киноактриса старшего поколения. Ее дебют в кино состоялся в 1925 году. Еще будучи студенткой театрального училища, она снялась в двух фильмах («Будьте, как мы!» и «Расплата»). И вот режиссер Я. Протазанов предложил ей главную роль в фильме «Сорок первый». Эта работа принесла молодой актрисе признание зрителей.
С большой достоверностью Войцик показала характер своей героини Марютки — наивной и страстной, прямодушной и волевой девушки, видящий смысл жизни в революционной борьбе. Особенно хорошо Адой Войцик переданы драматичные переживания Марютки, когда чувства долга и преданность революции заставляют ее убить своего любимого — пленного белогвардейского офицера.
«Свои и чужие», «Кукла с миллионами», «Веселая канарейка», «Ненависть» — эти фильмы не отличались высоким художественным уровнем, и роли, которые играла в них Войцик, не доставили ей творческой радости.
Значительной и интересной оказалась роль работницы Луизы в звуковом фильме И. Пырьева «Конвейер смерти», посвященном борьбе немецких рабочих против рвавшегося к власти фашизма.
Как и многих ее подруг, Луизу увольняют с завода, обрекая на голод и нищету. Лелея мечту о «спокойной тихой жизни», Луиза согласна работать на любых условиях. Далекая от политики, она чуть не стала штрейкбрехером, но под влиянием
Образ Луизы не получил в сценарии достаточно глубокой разработки. И все же актриса смогла правдиво передать развитие характера своей героини ‹…›.
В следующем фильме И. Пырьева, «Партийный билет», Войцик наконец получила роль, о которой давно мечтала, — роль своей современницы, советской женщины. ‹…›
Не менее значительной оказалась роль Ванды, созданная актрисой в замечательном фильме М. Ромма «Мечта».
На этот раз Ада Войцик с большим мастерством раскрыла трагедию ‹…›, девушки с унизительной судьбой постоянной клиентки «Брачной газеты».
Несчастны обитатели меблированных комнат мадам Скороход в одном из городов панской Польши. Несчастен художник, вынужденный лудить кастрюли. Несчастен талантливый, но безработный инженер, сын хозяйки. Несчастен кучер, у которого нет седоков.
Но больше всех несчастна Ванда. Быстро и безрадостно прошла ее молодость. Ванда опустошена, одинока, никчемна, без средств к существованию. Цепляясь за жизнь, она вновь и вновь дает объявления в газету о желании выйти замуж. Но тщетно. Откликнувшийся было на ее предложение пан Комаровский оказывается авантюристом. Последняя призрачная надежда на счастье рухнула. Ванда кончает жизнь самоубийством.
Актриса нашла очень выразительный внешний рисунок роли — скованность движений, скупость жестов, подчеркнула одиночество, замкнутость, отчужденность Ванды. Войцик воплотила на экране глубоко психологический, правдивый образ несчастной женщины, которая не вынесла тяжести и жестокости жизненных условий ‹…›.
Глаголева Н. Ада Войцик // Советский экран. 1961. № 5.