Мария Кувшинова: ‹…› вам на второй фильм, на «Замок», дали денег, в том числе иностранных.
Алексей Балабанов: Мне по инерции дали тогда, потому что я хорошо проехал по фестивалям европейским, дали денег буржуи, немцы, на совместное производство Кафки. У меня постпродакшн был в Гамбурге. Но после того как фильм провалился в Европе, он нигде не пошел. Получил несколько призов у нас на национальных фестивалях, вот и все. Фильм неудачный. Самый мой неудачный фильм, на мой взгляд. Второй фильм обычно у режиссеров не получается. Эйфория существует…
М. К.: Сельянов еще не был вашим продюсером тогда, но он соавтор сценария «Замка».
А. Б.: Я его поставил соавтором сценария, потому что он мне очень хорошую вещь подсказал. Роман же незаконченный, как обычно у Кафки. Он говорит: «Ты знаешь, тут не хватает одного колена. Надо просто взять и дописать». И придумал еще треть. Я за Кафку дописал роман. Это единственное достижение этого фильма, чего там есть интересного. Все эти превращения, перевертыши, этого всего у Кафки нет, это я придумал. А Сельянов мне подсказывал. Я не прав был, я ошибся, конечно. Там должен был быть другой конец. Должен был мальчик сказать: «Папа, пошли домой». Я долго думал, но решил
М. К.: Там такой босховский мир, в «Замке».
А. Б.: Я не большой специалист по Босху, это скорее кафкианский мир. Я же был в Праге, видел, где он это писал. Там комната вот такой величины, замкнутое пространство на улице Алхимиков, где его сестра жила. Он к ней приходил и писал. Как в коробке сидишь. Я понял, откуда у него клаустрофобия такая в произведениях.
М. К.: Вы еще придумали в «Замке» музыкальные валики.
А. Б.: Я люблю очень музыку, мне хотелось музыкальные источники. Они фактически во всех моих фильмах есть. Вот я придумал такие музыкальные машинки, эти валики как пластинки были. У Кафки этого нету.
М. К.: Герман сразу согласился играть Кламма?
А. Б.: Согласится любой.
М. К.: И в «Замке» в первый раз появляется Светлана Письмиченко, которая потом в «Брате» сыграла Свету.
А. Б.: Я тогда последний раз в жизни пробы устраивал, вызывал артистов. Я из Москвы артистов вызвал на пробы —
Дальше уже
Балабанов А. Так оказалось, что я здесь живу [Интервью Марии Кувшиновой]