В двадцатые годы в Москве появилось множество новых театров и театров-студий. Одна из них – Студия Малого театра – находилась в Гнездниковском переулке в маленьком подвальном помещении. Там играли выпускники школы Малого театра, а руководил Студией их однокашник Ф. Каверин. На малой сцене в Гнездниковском переулке шли яркие, музыкальные, веселые спектакли. ‹…› Много прекрасных актеров и актрис выросло в этом «подвальчике» и позже украсило труппы академических театров. Ведущей же актрисой этого театра была Клавдия Михайловна Половикова. Ее имя было очень популярно в те годы. ‹…›
Впервые я увидела актрису в роли Карин Брат в нашумевшем в Москве спектакле студии «Кино-роман». Эта сентиментальная мелодрама Георга Кайзера превратилась в острый, красочный, сатирический спектакль, прошедший около двух тысяч раз.
Роль Карин Брат давала актрисе материал небогатый. Но ее героиню я до сих пор помню. Карин Половиковой не поражала красотой, она была внешне приятна, не более, но обладала безграничным обаянием.
Игра Половиковой во многом содействовала и успеху спектакля «Без вины виноватые» А. Островского. Глубоко изучив замысел драматурга, Половикова создала многогранный сценический образ. Кручинина в ее трактовке – это добрый, отзывчивый человек, мать, верная памяти о сыне, женщина гордая и прямая. Героиня Половиковой была поэтична,любила фантазировать, мечтать, любила жизнь, людей «без различия степеней и талантов».
Будучи очень эмоциональной, актриса умел говорить молча: зритель, затаив дыхание, следил за ее паузами, понимая, что делается в душе ее героини. В тех местах роли, где напряжение чувств Кручининой доходило до высшей точки, Половикова кружилась по сцене с раскинутыми руками, то как раненая, то как встревоженная, то как разъяренная птица. Ее Кручинина после сцены с Галчихой металась по сцене, ища шляпу, накидку, собиралась куда-то бежать…Затем бессильно падала, рыдая. ‹…›
В формировании творческого облика актрисы решающими явились два обстоятельства. Одно уходит далеко в детство: маленькая, худенькая девочка провела его в темном подвале одного из харьковских домов. В семье одиннадцать человек детей. Отец – чернорабочий в магазине известного богатея – не в силах прокормить семью. При рождении двенадцатого ребенка умирает мать. Дети остаются на руках старшей –Клаши. В детстве Половиковой не пришлось учиться. Но как только представилась возможность, пытливая девочка стала быстро наверстывать упущенное. В Москве, в Малом и Художественном театрах, она видела великих А. Южина, Е. Лешковскую, В Качалова, К. Станиславского. ‹…› Блестяще окончив школу Малого театра, Половикова стала актрисой Театра-студии.
Второе - это репертуар, который довелось играть актрисе. Ее дарование требовало ролей глубоко психологических, с сильными страстями. Она играла те пьесы из классики, в которых слышалась нота героики, воспевалась свобода личности. И какой бы театр не приглашал Половикову, он сразу ставил с ее участием крупные классические пьесы.
Клавдия Михайловна говорит: «Есть ли у меня свои ученики? В полном смысле слова нет. Мне всегда казалось, что не найду в себе ни педагогического умения, ни терпения. Я была фанатичкой в работе. А молодежь, в силу молодости, очевидно, часто бывает неусидчива. Я была бы «злой» учительницей. Тем не менее многие актеры той поры, когда я работала в театре, уверяют меня, что я их учительница. Это скорее «наставница»: не умея мириться с фальшью и отсутствием логического мышления, я часто помогала молодым актерам в работе на репетициях».
Дубровина В. Это имя было очень популярно // Театральная жизнь. 1978. № 12.