Совершенно естественно, что написанный Герасимовым новый сценарий для фильма «Учитель», над постановкой которого он сейчас работает, представляет особый интерес, особое значение в творческой биографии художника. ‹…›
Герасимов неизменно стремится раскрывать поэзию действительности, поэзию советских людей, естественность положений и характеров, показывать героев во всем богатстве связей, личных и общественных; страсть делить в произведении жизнь на отрезочки «частные», «производственные», «бытовые» всегда была чужда Герасимову.
Но теперь Герасимов обратил гораздо больше внимания на драматургическое воплощение замысла, на четкую обрисовку характера, на цельность и законченность сюжета, на завершенность и логичность композиции.
Сценарий начинается возвращением героя из Москвы в родное село. Окончив институт и службу в Красной Армии, он решает ехать на родину учительствовать.
Ничего, разумеется, «жертвеннического» в этом поступке нет. «Жертвенности» глубоко чужда натуре героя — Степана Крылова. Его решение — это проявление взглядов, убеждений, всего характера Степана, любящего «пытать» жизнь, ставить перед собой задачи и решать их, идти, иначе говоря, по линии наибольшего сопротивления. Все дело в том, что Крылов получает удовольствие от своего поступка, находит в этом смысл, интерес существования.
Однако мотив «отказ от города» все же имеется в сценарии, он связан с фигурой отца героя — Ивана Федоровича Крылова, председателя колхоза и первого лица в деревне. Образ Ивана Федоровича особенно удался в сценарии.
Именно здесь с наибольшей ясностью сказалась способность Герасимова не привносить со стороны, не «приписывать» своим героям «выразительные детали», а открывать эту выразительность в самой жизни, вытягивать ее, заострять, поднимать до степени искусства, раскрывать прелесть и своеобразие этого характера. Председатель говорит языком, который очень характерно и верно передает некоторые особенности живой бытовой речи. И эта манера говорить прекрасно сочетается со всем обликом Ивана Федоровича. Большая человеческая доброта и развитое чувство собственного достоинства, внутренняя цельность и чистота, любовь к официальной торжественности, способность понимать правоту других и стариковское упрямство, — все это образует характер целостный и оригинальный.
Весьма примечательно, что у сына проступают несколько преображенные отцовские «фамильные» черты — твердость, хорошее упрямство, уверенность в собственных силах. Но те качества, которые у отца несколько деформированы и тяжелой дореволюционной жизнью, и надвигающейся старостью, у сына проявляются в гораздо более чистом и развитом виде. Это видно и по тем отношениям, которые устанавливаются между отцом и сыном, когда председатель узнает, что Степан уехал вовсе из Москвы, вернулся в село учительствовать. «Значит не достиг. Не смог. Не сумел подняться и вернулся, именно не солоно хлебавши. Вот положение на сегодняшний день».
В этой фразе выражено оскорбленное отцовское самолюбие, разочарование отца, который был уверен, что его Степан будет самым талантливым, самым уважаемым и почитаемым, и который не может примириться с тем, что сын приехал работать к себе на родину «простым» учителем.
На протяжении всего остального сценария сын дает отцу предметный урок, показывает истинный смысл слова «достиг» в Советской стране. Мы отчетливо видим, что «яйца курицу учат» и что Степан Крылов многое видит и понимает лучше и яснее, чем его отец. В этом нет никакой трагедии, нет и проблемы — это жизнь с ее сложностями и противоречиями.
Много обаяния и в других персонажах. Очень хороши Манька и Грунька — две знатные девушки колхоза. У них ордена, они окружены почетом. Но в то же время они еще только начинают жить, их головы наполнены мечтами и проектами, они по-хорошему жадны к жизни, к работе, крепко стоят на ногах, уверены в себе, в окружающих, в своем будущем. И при всех вышеперечисленных общих качествах они совсем несхожи характерами. ‹…›
Все остальные — вполне порядочные, но туповатые братья Фалалеевы, колхозный поэт Петя Алейников, Степанида, посаженная учителем за парту, — составляют живой, яркий фон, дополняющий картину новой колхозной деревни.
Такова деревня, куда приезжает наш герой. В ней нет ничего «сермяжного», это не «медвежий угол», не «идиллическая Аркадия». Деревня представлена хорошими советскими людьми, растущими, работающими, уверенными в своих силах и силах Советской страны.
Учитель кровно близок им всем. Но он располагает знаниями, он может многому научить своих односельчан. ‹…›
Однако и земляки Крылова могут его кое чему поучить. Блестяще начав педагогическую деятельность, Степан очень быстро почувствовал, что его знаний не хватает, что жадность колхозников к науке так велика, что ему не удовлетворить ее.
И еще один урок получает Степан от девушки, без памяти его любящей, — от Груни. Это урок уважения к советской девушке, девушке, чувствующей себя равноправным, свободным человеком. Роман Степана и Груни занимает — и правильно — важное место в сценарии. В нем сильно и ярко передаются чувства современных нам девушки и юноши. Это настоящая, глубокая, страстная любовь, и изображена она Герасимовым подлинно поэтично.
Надо подчеркнуть, что роман учителя и Груни органически связан с темой сценария «Учитель», который лишен того, что принято в драматургии называть конфликтом. Скорее можно сказать, что на протяжении сценария возникает ряд конфликтов, постепенно получающих разрешение, — между Степаном и отцом, Степаном и Аграфеной, Степаном и секретарем комсомола и т. д. Эти конфликты отнюдь не трагичны и не кровавы, потому что возникают между хорошими советскими людьми, при всей разности характеров, двигающихся в одном и том же направлении. ‹…› И в то же время они не просто «соседствуют», а активно относятся один к другому. ‹…›
И самое главное то, что эти конфликты объединены одной темой — темой человека, который учит и учится одновременно; самое главное, что все эти линии стянуты к одному и тому же центру, организующему и направляющему, — к учителю Степану Крылову.
Таким образом в «Учителе» мы находим и цельность замысла, и единство сюжета, и четкость характеров — все те элементы, которые составляют необходимую принадлежность полноценной драматургии.
Герасимов-сценарист предоставил Герасимову-режиссеру отличный материал для постановки.
Гринберг И. Сергей Герасимов. М.: Госкиноиздат, 1939.