Мы — товар на рынке развлечений. Раньше наши фильмы имели товарный знак: безрассудно расточительные. Сейчас мы и этого не можем себе позволить. ‹…› Остается преуспеть в сочинении истории. Первые шаги делаются. Таким шагом был путь Валеры Тодоровского от дебютного фильма «Любовь» к «Подмосковным вечерам». ‹…› если историю первого фильма написал для себя сам режиссер, то во втором действовала компания из пяти соавторов. Неплохое начало положил Лесков ‹…›. 5 авторов, нет, был и шестой — сам режиссер, неплохой сценарист. В итоге получилась простая и кристально ясная история мирового класса. Всеми достоинствами соответствующая правилам «хорошо рассказанной истории». Именно так и пишут сценарии в индустрии развлечений. ‹…› редкий сценарий обходится без переделок, сделанных командой.
Друзья, у нас такой команды не будет. Не потому что это дорого, а потому что у нас нет таких профи. ‹…›
«Правила» ценны тем, что дают универсальный ответ на все случаи. Они опираются на единый стереотип восприятия. Практически каждый зритель в Японии, Африке или южной Америке через двадцать минут хочет знать, в чем дело. Через сорок нуждается в пинке для ободрения, а через час десять его нужно схватить за горло. «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» рассчитаны на это. Поэтому, в частности, они будут вечными шедеврами.
Вы думаете, что можно игнорировать правила, если вы творец свободного полета. ‹…› Я, будучи еще простодушным невеждой, сказал одному творцу: «Ну вы-то работаете в некоммерческом искусстве!» Он поправил меня: «Я работаю в коммерческом искусстве, которое называется „некоммерческое искусство“. Я профессионал». ‹…› В индустрии в правила верят, как в Бога. Вы можете их презирать. Но профессионал должен знать, как с ними работать, как их комбинировать, что он приобретает и что он теряет, используя их в фильме. Цель этих правил одна — создать растущее напряжение аудитории от начала до конца фильма. Это правила стратегии контакта с аудиторией.
Митта А. Стереотипы драматургии // Киносценарии. 1996. № 5.