‹…› Мне всегда казалось невозможным жить в двух измерениях. Нельзя утром просыпаться, открывать газету, читать передовую «Правды», слушать радио, окунаться в бесконечный поток противоречий, который существует в нашей жизни, и потом ехать на студию, входить в павильон, где люди одеты в костюмы XIX в. и добиваться от актеров каких-то результатов.
Я не представляю себе, что можно так жить в искусстве. Поэтому я выбираю темы, и со мною полностью согласен Габрилович, которые нас волнуют сегодня и будут волновать еще и завтра.
Мы уверены, что если говорить с позиций глубоко честных, то можно говорить обо всем.
Мне многие говорили: вам это разрешили, а молодому режиссеру не разрешат. Я считаю, это неверно. Тут вопрос в искренности художника. Если художник говорит в открытую и полемизирует с экрана над темой, которая волнует сегодня всех, если он говорит об этом с позиций чистых, нравственных, политически точных, то можно говорить обо всем.
Здесь говорили: нужно ли упоминать о культе личности. Я думаю, что нужно, и думаю именно потому, что фильм публицистичен нужно ставить все точки над и. По поводу этого куска шли споры.
Я не думаю, чтобы Ленинград в этом смысле был локален в сложности прохождения этой темы, тем не менее это осталось и не для прохождения в инстанциях это есть в картине, а несмотря на трудности прохождения.
Все, что происходит, происходит в словесном выражении, и ситуации даны так, чтобы в словесном выражении дать точку зрения героев.
Губанов в сцене с сыном оказывается до такой степени неподготовленным, что пользуется готовыми формулировками, в которые он верил, и терпит поражение от мальчишки, для которого этот вопрос действительно очень важен.
Мальчик хочет говорить о том, что для него в жизни является самым важным, а Губанов этого не понимает, но потом он это поймет, и он идет в общежитие, чтобы поговорить с сыном уже с другой позиции. Для меня это место чрезвычайно важное.
Мы с Игорем Петровичем [Владимировым] много говорили и искали, как выразить ощущение того, что этот большой человек говорит справедливые вещи, но слишком общие и не подходящие к ситуации, в которой находится мальчик.
Губанов на протяжении экранной жизни терпит ряд поражений, и это формирует его характер, он не боится их, он понимает, что они будут, но он едет в Москву, потому что для него самое важное — его дело. И все это результат его мучительных и долгих раздумий.
Вот эта нравственная победа, которую он одерживает над собой, и является темой картины. ‹…›
Полифоническая структура картины помогает этой теме. ‹…›
Обсуждение нового художественного фильма «Твой современник». Стенографический отчет. Ленинградский Дом Кино. 1967. 12 декабря.