Уважаемый Леонид Ильич!
Артисты разных поколений, разных театров, объединенные одной работой по созданию фильма «Величие и падение дома Ксидиас» (киностудия «Ленфильм») убедительно просим Вашего личною вмешательства в определение судьбы нашей работы.
Над работой, в которую вложено огромное количество творческой энергии и государственных средств, нависла серьезная опасность. По воле людей недальновидных могут свестись к нулю напряженные усилия большого количества творческих работников.
Руководители Комитета Кинематографии при Совете Министров не допустили фильм к прокату, несмотря на то, что он был принят ленинградской партийной организацией, положительно оценен Художественным Советом студии «Ленфильм».
Фильму предъявлен ряд обвинений, которые, на наш взгляд, являются тенденциозными и необоснованными. Главные и основные претензии:
а) революционные идеи дискредитируются гротесковой, буффонадной формой их подачи;
б) революционные идеи показаны с развлекательных позиций, от лиц обывателей.
С подобными обвинениями мы категорически согласиться не можем и полагаем таковые для себя оскорбительными.
Мы считаем своим гражданским долгом советских артистов ещё раз заявить, что подавляющее большинство фильмов на революционно-историческую тему проваливаются в прокате. Это происходит по причине их скучной, непривлекательной, стереотипной художественной формы. Любую, самую дорогую идею можно легко скомпрометировать серой художественной формой.
Но авторы подобных произведений довольно успешно прикрываются щитом социалистического реализма, не подозревая, что во времена непримиримой идеологической борьбы их «стандарты» работают на руку идеологическим врагам, нанося удар самому направлению социалистического реализма.
Как советским гражданам и художникам нам больно видеть залы, где демонстрируются фильмы, изображающие дорогие для нас события.
Вот почему, когда возникла идея экранизации произведения Л. Славина, мы горячо поддержали замысел режиссера Г. Полоки (ранее ставившего фильм «Республика ШКИД», получивший несколько премий на различных кинофестивалях), который призвал весь съёмочный коллектив, от осветителя до народного артиста, передать революционное, героическое содержание первоисточника в острой, привлекательной форме.
Мы хотели, чтобы на наш фильм пришел массовый зритель. И мы решили возродить в своей работе принципы и приемы, рождённые революционным искусством первых лет Советской власти, которое само по себе уходило глубочайшими корнями в народные, балаганные, площадные представления.
«Самой серьезнейшей теме, — сказали мы, — самое смелое, пропагандистское решение, вплоть до буффонады и гротеска». И нам не понятно утверждение некоторых товарищей, что режиссер и артисты как-то неуважительно обошлись с темой, и в частности с образами большевиков, показали их в смешном, утрированном виде.
Эти люди очевидно забыли опыт революционного искусства — «Окна РОСТА», сатиры и поэзию Маяковского. Демьяна Бедного, плакаты Черемных. «Синяя блуза», агитпоезда, площадные мистерии Мейерхольда, Охлопкова, Эйзенштейна...
Мы полагали, что всякому художественно образованному человеку ясно, если избран плакатный, условный жанр фильма, если окружающие большевиков образы решены в карикатурно-гротесковом, то и сами большевики не могут быть изображены бытовыми, стереотипными средствами.
Образы революционеров решены в соответствии с гротесковым решением отрицательных персонажей, в условно-романтическом ключе, а центральный образ большевика Воронова — в героико-романтическом ключе.
Несмотря на категорическое несогласие автора сценария, который одобрил нашу работу, директор киностудии «Ленфильм» О. В. Киселев отстранил от окончания работы режиссера-постановщика Г. Полоку, лично взялся монтировать фильм и до неузнаваемости изуродовал его. Случай в истории Советского кинематографа беспрецедентный.
Такое обращение с личностью художника, такое грубое вмешательство в его творчество мешает созданию полноценных художественных произведений, дискредитирует саму идею руководства искусством партией и органами и должно быть резко осуждено.
Кинолента «Величие и падение дома Ксидиас» произведение смешное и грустное, веселое и трагическое.
Леонид Ильич! Мы не утруждали бы Вас своим письмом, если бы не гордились результатами нашего труда, если бы не считали свое произведение гораздо полнее отвечающим художественным принципам социалистического реализма, чем десятки унылых фильмов на революционно-историческую тему, не заинтересовавших широкого зрителя.
Мы все делаем одно дело, строим коммунизм. Многие из нас члены Партии, члены ВЛКСМ, депутаты органов власти. И мы готовы сами отвечать перед народом, перед Партией за свои действия, за свое творчество.
Картина имеет много друзей и благожелателей. Ее приняли, как истинный художественный акт высокой стоимости многие ведущие мастера Советского кино.
В настоящий момент картина изуродована. И люди мало художественно образованные глумятся над нашей работой.
Мы требуем восстановления авторского варианта. Мы просим Вас лично посмотреть фильм в этом варианте и, если это в Ваших силах и возможностях, принять для беседы некоторых членов нашего коллектива.
С уважением
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Ю. Толубеев
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Е. Копелян
Заслуженный артист РСФСР С. Юрский
Заслуженный артист РСФСР Г. Панков
Заслуженный артист РСФСР Н. Никельберг
Заслуженный артист РСФСР Е. Каралькевич
Артисты:
Ю. Бутырина
В. Высоцкий
В. Золотухин
В. Татосов
Г. Ивлиева
О. Аросева
Б. Сичкин
Г. Рыбан
Ю. Катин-Ярцев
А. Швидерский
Т. Штиль
С. Соколов
А. Шагинян
Б. Лёскин
Н. Мартон
Ю. Мальцев
Гор. Москва, Ленинград
ЦХСД. Ф. 5. Оп. 61. Д. 88. Цит. по: Кинематограф оттепели: Документы и свидетельства. М.: Материк, 1998.