‹…› В картине «Красный галстук» (1948) режиссеров М. Сауц и В. Сухобокова, поставленной по сценарию С. Михалкова, намечены интересные характеры. Морально-этическая проблема — каким должен быть пионер в личной и общественной жизни — разрешается в острых столкновениях ребят.
По замыслу можно было ожидать, что получится проблемный детский фильм, подобно тому как это было десять лет назад с картиной «Личное дело», где также решалась этическая тема на современном материале. Тем более что в театрах юного зрителя пьеса С. Михалкова «Красный галстук» имела заслуженный успех.
Этого, однако, не произошло, в чем отчасти повинны и молодые режиссеры. В работе с юными «актерами» они не проявили чуткости и изобретательности. Мизансцены маловыразительны. Фильм очень многословен. Но основная беда заключалась в обилии всякого рода сентенций, заменявших конфликт и борьбу героев. Фильм не приобрел силу художественного примера.
В таком же духе были сделаны и другие немногочисленные фильмы этих лет. Место живых героев заняли «хорошие» и «плохие» дети.
Докучала в фильмах голая нравоучительность. Она притупляла фантазию юного зрителя, ослабляя его активность.
Излишне нравоучительными стали и фильмы о самых маленьких героях «Слон и веревочка» (1946) и «Первоклассница» (1948), сделанные режиссером И. Фрэзом по сценариям А. Барто и Е. Шварца. Не помогли ни занятная фабула, ни обаятельность Наташи Защипиной, исполнившей в обеих картинах главные роли (Лидочки и Маруси), ни интересный показ дворовой и школьной обстановки. Художественная ценность произведений снижалась скучным морализированием. ‹…›.
Долинский И. Детское кино // Очерки истории советского кино: В 3 т. Т. 3. 1946–1956. М.: Искусство, 1961.