Совсем недавно молодому режиссеру Динаре Асановой, поставившей фильм «Ключ права передачи», по сценарию Георгия Полонского, вручали премию Х Всесоюзного кинофестиваля. ‹…›.
У фильма большая пресса. Песню из него, написанную Булатом Окуджавой, школьники переписывают в заветную тетрадку. Песня действительно хорошая.
Давайте жить,
во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь
короткая такая.
Это фильм о школе, но не только. О подростках, но и о взрослых, кому также вольно ошибаться и слезы лить. О взаимной доброте, доверии и такте, без которых ни старшему поколению с растущим, ни человеку с другим человеком, пусть равным по возрасту и уму, вместе не прожить. Конфликты большие и маленькие, собственно, и возникают здесь в ту минуту. когда кто-либо из персонажей фильма теряет эти ключи и начинает смотреть на окружающее сквозь личную обиду, недоверчивость, а то сквозь собственное превосходство в чем-нибудь.
Недоверчив и колюч Саша (Саша Богданов), он почему-то подозревает непременный подвох в том, что его одноклассники, в их числе небезразличная ему Юля, так тянутся к молодой учительнице Марине Максимовне (Е. Проклова). Собираются у нее дома, возятся с ее малышом, читают стихи, ездят вместе за город. Растут ревность и обида и у Юлиной матери (Е. Васильева), не способной найти с семнадцатилетней дочерью общий язык. Наконец, заносит Марину Максимовну — она, привлекательно открытая и тонкая в общении с ребятами, вдруг проявляет бестактность в отношениях с коллегами, хотя те настроены доброжелательно, ценят ее педагогические способности.
Очень важную тему несет в фильме директор школы Кирилл Алексеевич (А. Петренко). Он из демобилизованных офицеров и на новом поприще чувствует себя первое время неуверенно. Но школа ведь не какая-то особая сфера жизни, здесь действительны те же человеческие критерии и принципы, что всюду. Как только Кирилл Алексеевич это понимает, ему становится легче нести груз новых забот. Порядочности и такта ему, как видно, не занимать. оттого он находит правильный тон, когда, разбирая неприятную историю с Юлиным магнитофоном, на который однажды были записаны в присутствии Марины Максимовны ребячьи откровения, вынужден деликатно укорить молодую учительницу: что же это вы, дескать, профессиональной этикой пренебрегли, мол, негоже обсуждать офицеров при солдатах. Может быть. армейская лексика покажется странной в школе, но важна суть.
Умная эта картина, добрая и лиричная. В ней с искренностью и доверием играют все ребята. Здесь читают стихи Ахмадулина и Дудин и Самойлов и Окуджава. ‹…›.
Трошин А. Доброта и доверие // Литературная Россия. 1977. 15 июля.