Девушки приходят стайками, табунками, группами. Иногда по двое, реже в одиночку. Вид у большинства растерянный. ‹…›
Они разные, но вместе с тем чем-то похожи друг на друга. Крепкие, светлоголовые, с цепкими, живыми глазами. Такой и должна быть Зинка — героиня фильма «Чужие письма», работа над которым начата на киностудии «Ленфильм» (режиссер И. Авербах, сценарист Н. Рязанцева, оператор Д. Долинин).
«Светлый мир», «чистые глаза», «юношеская бескомпромиссность» — словосочетания эти стали почти обязательными для характеристики юных киногероев. Сценариста Наталью Рязанцеву заинтересовал характер прямо противоположный. Характер пятнадцатилетнего человека, когда в нем уже явственно проступают черты тех нравственных уродств, которые, не обрати на них внимания, будут с годами прогрессировать. И это не какое-нибудь обделенное радостью создание, а обыкновенная школьница, получающая все то, что и ее сверстники. Здоровая, рассудительная девочка.
Может быть, только слишком рассудительная, знающая все наперед. Провинился одноклассник — «таким не место учиться в девятом классе». Брат поспешно женился — «жениться надо, когда любовь». ‹…›
— Для меня, — говорит режиссер Илья Александрович Авербах, — история взаимоотношений Зинки и учительницы Веры — история Галатеи и Пигмалиона, оживившего статую силой своей любви. Вера вдохнула в девочку душу, разбудив в ней сочувствие, сострадание. А я убежден: человек становится человеком, когда в нем просыпается боль за другого... ‹…›
— От первоначального замысла в сценарии почти ничего не осталось — рассказывает он, — когда-то это была история о том, как учительница возит в Москву группу школьников и из-за них никак не может встретиться с любимым человеком. Случайно ребята слышат, как учительница, несчастная, зареванная, разговаривает с ним по телефону. И тогда впервые приобщаются к чужой боли.
Но конфликту не хватало силы. Учительнице нужен был антипод. Появилась Зинка, а следом за ней изменился сюжет. Жизнестойкая и бестактная Зинка начала с диктата воли и здравого смысла, как она его понимала, постепенно захватывая жизненное пространство вокруг учительницы Веры, поселившей ее у себя, когда Зинка ушла из дому. Сначала Зинка наводила в комнате Веры порядок по своему усмотрению, потом учила Веру жить и, наконец, переписывала любовные письма, присланные Вере. Отсюда и название фильма — «Чужие письма».
Борисоглебская Е. Сто и одна Зинка // Советский экран. 1975. № 11.