Можно много ждать от картины украинского кинопроизводства, обещающей показать и Запорожскую Сечь, и восстание украинских крестьян и казаков против господства польских панов. Но ожидания эти сбываются только частично: есть и запорожцы, и паны, и крестьяне, даже и татары; кое что из истории Украины XVII века зритель при помощи картины может восстановить при помощи памяти, но не все, а только кое-что.
Сценарий ли виной, или неудача режиссера, но как раз не получилось только большого исторического полотна, на которое мы имели право претендовать. Бледно показаны социальные корни, поднимавшие крестьян на панов. Недостаточно отчетливо видно, как и почему казацкий старшина часто держал руку панов. Герой фильма — казак Тарас Трясило обрисован шаблонно и малоинтересно, за его фигурой не чувствуется воля и настроения «голытьбы», выдвинувшей его на пост вождя. Польская шляхта представлена нисколько не полнее, чем на сцене украинского бытового театра, чем «Савве Чалом».
Постановка внушительна. В ней заснято несколько тысяч конных и пеших людей. Но режиссура слабо справлялась с человеческим материалом. Больше половины всей ленты занимает бесконечная скачка на лошадях; казаки — поляки — татары, одни сменяют других, не всегда разберешь, кто именно, куда и зачем мчится верхом. Батальные сцены скомканы, однообразны, и мало передают колорит данной эпохи. Как ни странно, сражения чаще всего разыгрываются на узеньких улицах сел, грубовато-бутафорские сооружения которых слишком бросаются в глаза. Татары появляются, неизвестно зачем, и ведут себя совсем «по-иловайскому», то есть только как грабители. Прелестным пейзажам сильно повредил мрачный тон пленки.
Картина неимоверно растянута, сцены одного и того же порядка повторяются очень часто, действие мало развивается. Самым цельным и выпуклым местом в фильме как раз оказалось то, чего, должно быть, вовсе не хотел выпячивать режиссер — вольница Запорожской Сечи. Многие сцены здесь поданы ярко-красочно, подобран удачный типаж. Но Гоголь в «Тарасе Бульбе» много лет тому назад, прекрасно рассказал нам и про Сечь, и про церемониал выборов кошевого, и про лужу, в которой барахтается лихой гуляка — сечевик. Нового ничего нет.
Картина вскочила, вероятно, в очень большие деньги, не принеся, к сожалению, должного эффекта. Режиму экономии надо почаще заглядывать на наши кинофабрики.
Тур Д. «Тарас Трясило» // Красное знамя (Владивосток). 14 июня.