Воспитанницу Вахтанговской школы Русланову не могли не увлекать те или юные возможности создать острый комедийный характер, сыграть фарс, гротеск — в самых их крайних формах.
Увы, наши драматурги редко откликаются на подобные актерские мечтания и порывы, тем более если речь заходит о комедии. И все-таки актеры пытаются любым способом реализовать свою устремленность, соглашаясь порой на роли, заведомо слабо выписанные, надеясь как-то оживить их...
Зато какую радость доставляет им встреча с подлинным мастером комедийного жанра — таким, например, как Георгий ДанелияI Нине Руслановой посчастливилось сняться в фильме «Афоня».
Ее героиня Зинаида — не то жена, не то подруга Афони: во всяком случае, они уже успели прожить имеете какое-то время, а по нынешним нормам это уже почти семейная пара... Во всяком случае, Зинаиде этого времени вполне хватило на то, чтобы окончательно разобраться в лентяе, пьянице и трепаче Афанасии с тем, чтобы выгнать его из дома. Лучше одной век вековать, чем жить рядом с таким прохиндеем, — таково бесповоротное решение Зинаиды, и отступать она не собирается.
Русланова обладает великолепным умением добиться социального взаимопонимания между ее героинями и зрителями, принадлежащими к разным общественным статусам, что особенно трудно (и вместе с тем ценно) в микророли. Актриса появляется на экране на какие-то мгновения, но контакт возникает прочный и долгий. Разумеется, немалую роль в этом играет сегодня «шлейф» прежних ролей Руслановой узнаваемой, желанной, дорогой зрительским сердцам по любимым ими работам актрисы. Но Русланова этим не ограничивается.
Так Зинаида написана ею в «Афоне» несколькими резкими густыми мазками. Первый слой — портрет современной горожанки, которую мы отлично знаем по ее крикам в очередях, выяснению отношений с ближними и дальними, ее унылой жизни в постоянной сутолоке, в борьбе за существование, которое так редко приносит ей радость. По ее неизменной агрессии, чего бы мы ни коснулись... Иных форм общения Зинаида, кажется, вообще не знает. Однако Русланова идет дальше. Она хорошо знает своих современниц из этой среды, знает, как они обделены жизнью. И не судит их. Она понимает, что агрессия, ожесточение вызваны желанием вырваться из круга опостылевших забот, найти какой-то приют для сердца. А в результате — крушение, слом, тоска...
Распад общественных и личных связей, в том числе и родовых, семейных, как знак времени,— все это актриса точно чувствует и протестует против того, что это становится нормой, данностью. Причем ее протест отнюдь не декларативен. Она с горечью рассказывает о том, к чему пришла такая вот Зинаида, давая зрителям самим поразмыслить, что же это дальше с ними — со всеми нами — будет, если Зинаидины взаимоотношения с миром станут правилом, естеством? Если люди живут с перебитым позвоночником, ползают — и сами того не замечают?
Перебита судьба и у деревенской жительницы Екатерины, прозванной в родном селе не очень-то уважительно «Катька-аэродром», за то, видимо, что многие гостили в доме Екатерины, да не задерживались, улетали в другие места... «Катьку-аэродром» Русланова играла в телевизионном фильме «Цыган» и роль эту искренне любит. Сыграла ее задорно, даже залихватски. Но ни разу не «перебрала» в озорстве и игре красок. Все оказалось органичным для характера разудалой сельской бабенки, прожившей не очень сладкую жизнь. И продолжающей оставаться все той же доброй, безалаберной, беспутной Катькой, какая была в молодости, чем многие по сей день весьма беззастенчиво пользуются.
Но, в отличие от исходящей ненавистью к миру Зинаиды, Катька так и не сдалась на милость злобе. Сто, двести раз ее обманут, а она поверит в двести первый... Снова проиграет, останется у разбитого корыта, но встанет, усмехнется, обругает обманщика — и себя, обманутую, да и пойдет той же дорогой в поисках своего заблудившегося где-то счастья. В ней есть какой-то врожденный оптимизм — качество, почти напрочь утерянное людьми в наше исполненное драматических изломов время. Может быть, за то и мила она Руслановой? Да и зрители выделяли Катьку в череде героинь фильма, хотя не отличалась она особыми добродетелями. Она может и подвести, и, отдавшись очередному настроению, спровоцировать другого человека, и сочинить... Но все это от желания упрочить свое положение, удержаться на плаву — одним оптимизмом не выживешь! Но жестокость, ненависть никогда не овладевают ее помыслами.
Не стану преувеличивать значимость этого образа в галерее руслановских героинь, тем более — придавать ему некую яркую социальную окраску. Но определенные горестные приметы наших дней, столь болезненные в жизни современной женщины, Русланова ухватила точно и метко. В первую очередь, драма Катерины, по мысли актрисы, — это драма несостоявшейся женской судьбы, драма одиночества, которая равно мучит и горожанку Зинаиду, и крестьянку Катерину, и многих, многих других. Причем женщины почти свыкаются с такой долей, и это самое страшное. И лишь изредка, расслабившись, позволяют себе помечтать об иной участи. «...Сквозь век, что железные песни поет, ей грезится слово пощады», — написала поэтесса Мария Аввакумова.
Но миражи скоро рассеиваются. Пощады ждать неоткуда. Надо самой себя защитить. Грубеет сердце, голос, взгляд... Так увидела Нина Русланова заведующую автобазой Ларису, которую играла в картине Игоря Масленникова «Зимняя вишня».
В фильме властвует женское трио: Ольга (Елена Сафонова), Валюшка (Лариса Удовиченко), Лариса. Три подруги, каждая из которых — выражение определенной ипостаси современного женского характера как результата бурной эмансипации прекрасной половины человечества. Каждая из подруг несет свой крест, хотя уже успела изрядно утратить веру в будущее. В этом смысле наиболее горька участь Ларисы, для которой одиночество стало, кажется, ее окончательным уделом. Умная, беспощадная в самооценке Лариса отлично это понимает. Она нарочито резка, она всячески демонстрирует свою независимость, свой взгляд на современную семью, где, с ее точки зрения, вполне достаточно только матери и ребенка. Лариса мужественно берет под свое покровительство более слабых Валюшку и Ольгу. Ей нравится быть опорой в их союзе, но это только средство в борьбе с глухой тоской, желание хотя бы так превозмочь обиду, нанесенную ей жизнью.
И на этот раз Русланова отказывается играть опустошение, ожесточенность, рожденные одиночеством, безнадежностью. При всей невостребованности ее душевных резервов Лариса сумела сохранить любовь и сочувствие к близким. Она умеет отдавать им свои силы... Может быть, поэтому ее история и выглядит самой горестной на фоне судеб Ольги и Валюшки, менее щедрых душой и более собою занятых.
Лариса придумала себе эту мужскую походку, эти размашистые жесты, эту подчеркнутую хамоватость в общении с мужчинами, чтобы выказать таким образом свою полную незаинтересованность в них. Но все это — хорошо закрепленная маска. Дерни посильнее — и проглянет печальное лицо стареющей в тоске женщины.
Актриса продолжила эту тему в картине Евгения Герасимова «Забавы молодых», где встретилась со своим любимым партнером Станиславом Любшиным. Русланова играет преподавательницу ПТУ, давно переступившую тридцатилетний порог. Персонаж второго плана, благодаря Руслановой, она становится, по сути, одним из главных действующих лиц фильма. Не в силу того, что исполнительница придала ей черты незаурядные. Напротив — перед нами вполне обыкновенная женщина, поглощенная одним-единственным желанием — иметь семью. Она болезненно ощущает убегающее от нее время, а вместе с ним — и последние возможности обрести нормальное женское счастье. Но вот она обращает свой взгляд на коллегу, холостого преподавателя физкультуры, странного человека, замкнутого, грубого, далеко не обаятельного. Ее интерес к нему менее всего можно назвать любовью, и до любви ли, когда вот-вот стукнет сорок!.. Просто бедняга трезво решила использовать последнюю, вероятно, возможность. И не будем судить ее за такое прозаическое снижение высоких чувств. Русланова с юмором передает жалкие заигрывания своей героини, ее нелепое кокетство, желание как-то обратить на себя внимание, войти в контакт... Все это — словно платья с чужого плеча, но что делать, если кажется, что именно такой наряд принесет желанную удачу! Русланова очень точна и тогда, когда доносит всю меру холодной бесприютности, которую испытывает ее героиня среди своих юных, хорошеньких и весьма незастенчивых учениц. Каждый момент пребывания рядом с ними она ощущает как жизненное поражение, и от этого никак не уйти. Как добивается этого актриса? То ли теми мелко-суетливыми движениями, которые особенно заметны во время ее общения с юными?.. То ли чуть испуганным взглядом, которым она как бы со стороны наблюдает за ними?.. То ли неизменным желанием поскорее с ними расстаться, чтобы вернуться в желанный покой?.. Вероятно, все это вместе и предлагает нам в итоге портрет заурядной неудачницы, без вины страдающей, без веры надеющейся. Отделенной едва ли не эпохой от нынешних шестнадцатилетних.
Разумеется, роль в «Забавах молодых» может показаться — и показаться справедливо — скромной и не столь значительной рядом с такими работами актрисы, как Степанида Богатька («Знак беды»), Наталья Адашова, Мария Игнатьевна («Остановился поезд»). Однако в данном случае интересна способность актрисы к изображению простой, частной жизни, в которой социальные закономерности проявляются подчас в обыденном виде, но оказываются в результате по-настоящему драматичными именно в силу своей обыденности, Руслановой, естественно, недоставало в этой роли желанного простора, чтобы было вольготно ее неукротимой жизненной силе, ее внутренней энергии, что помогает ей соединить простое и высокое в ее лучших созданиях, где была ей дана вся полнота самоизъявления.
Лындина Э. «Катька-аэродром» и другие // Лындина Э. Нина Русланова. М.: Киноцентр, 1990.