Я очень люблю кино, но не могу спокойно смотреть фильмы, где женщины или девушки курят. Нет нужды разъяснять деятелям искусства, какой вред приносит курение. Зачем же они его пропагандируют?
Как-то я спросила девочку лет пятнадцати: «Зачем ты куришь? Ведь это очень вредно». А она мне в ответ: «Какое вам дело до меня? Хочу и курю. Вы отстали от жизни. Если бы это было плохо, то не показывали бы в кино».
А. Е. Полянская
Уфа
Подобных писем редакция получает немало. С письмом А. Е. Полянской мы познакомили заслуженную артистку РСФСР М. Г. Булгакову. Майя Григорьевна говорит:
— Полностью согласна с А. Е. Полянской, когда она пишет о вреде курения, призывает бороться с этим нелепым пристрастием. А вот ее высказывание о том. что кино «пропагандирует» курение, спорно. Видимо, Анна Ефтеевна несколько прямолинейно представляет влияние произведений кино на поведение зрителей. Увидела, мол, девчонка на экране курящую героиню и после киносеанса направилась прямо в табачный ларек Таким зрителям кажется, что достаточно убрать из фильмов курящих героев, сказать с экрана гневное слово о никотине, и курению будет нанесен смертельный удар.
Вопрос о взаимовлиянии искусства и жизни, о воспитательной роли кино чрезвычайно сложен, и я не берусь его здесь рассматривать. Скажу лишь следующее.
Я видела на экране сотни, а может быть, тысячи курящих героев и героинь. Однажды даже сама исполняла эпизодическую роль, где требовалось подымить папиросой. Однако курильщиком я не стала. Мой «иммунитет» к курению — не исключение. Я могу назвать немало знакомых актрис, которые, что называется, живут среди «курящих киногероинь», но их лично с папиросой я никогда не видела.
Киноискусство, как известно, существует менее ста лет, а пристрастие миллионов людей к ядовитому дыму пошло в быт несколько веков назад. И борьба с ним началась не сегодня.
Несколько лет назад я видела весьма эмоциональный плакат, изображавший мертвого скакуна. А подпись гласила: несколько капель никотина смертельны даже для лошади. Я уверена, что в конце концов в длительной борьбе никотина и его противников победят последние. Но, когда это будет, знают, наверное, только медики да социологи.
Меня же, скажу откровенно, письма зрителей «о вреде курения» заинтересовали не с медицинской стороны. Я почувствовала, что в нашем кино «рождается» новый, окутанный табачным дымом штамп. Надо, например, показать героиню, думающую над научным экспериментом, — ей для выражения глубокомыслия предлагают сигарету. Надо показать душевные переживания девушки, повздорившей с любимым парнем, — снова помогает сигарета. Помирились — опять закурили, на радостях. Даже в конфликте между одинокой квартиросъемщицей и руководством ЖЭКа дело порой не обходится без курения.
В своем письме А Е. Полянская с болью сообщает развязный ответ 15-летней курильщицы. Он огорчил и меня.
Хочу сказать этой молодой особе. Милая девушка, не богата у вас фантазия! Искренности тоже маловато. Зачем вы свою страсть к табачному дыму оправдываете ссылками на киногероев? Вы же отлично знаете, что в их поступках, как и в делах живых людей, есть достойное подражания, но есть и заслуживающее порицания, осуждения.
То, что отрицательно в жизни, попав в объектив киносъемочной камеры, не становится положительным.
Булгакова М. «Давай закурим!» // Советский экран. 1975. № 16. С. 15.