28.02.1986. На XXVII съезде КПСС становится очевидным, что Горбачев недоволен нынешним киноруководством и его судьба предрешена.
Уже в своем политическом докладе генеральный секретарь «отдельной строкой» отмечает низкий уровень «некоторых кинофильмов, страдающих отсутствием не только идейной и эстетической ясности, но и элементарного вкуса». Несмотря на то, что стенограмма доклада занимает около ста страниц, и этой обмолвки довольно, чтобы понять настроение «в верхах» и сделать надлежащие выводы. Все прочие претензии к фильмам высказываются, впрочем, через запятую с аналогичными претензиями в адрес литературы, искусства и средств массовой информации; а Госкино критикуется в одной упряжке с Минкультом, Гостелерадио и Госкомиздатом. Всем этим министерствам и ведомствам надлежит «сделать энергичные выводы из многочисленных критических замечаний общественности».
Спустя несколько дней Горбачев прервет доклад Льва Кулиджанова не слишком вежливой репликой, смысл которой сводится к тому, что в прежнем славословии он, Горбачев, не нуждается. Дело было, конечно, не в том, что его покоробит обязательная в недавнем прошлом лесть в адрес высшего руководителя. Кулиджанов допустит, как ни странно, не политическую, а стилистическую ошибку, начав свой доклад в лексике, привычной для выступлений на прежних съездах. То, что «конструктивная критика в духе времени» будет иметь далеко идущие последствия, ясно вполне — для всех, кто умеет «читать между строк» и «слушать поверх слов». Из минутного инцидента на съезде следует, что Кулиджановым недовольны и его судьба на посту первого секретаря по сути предрешена.
Аркус Л. [Хроника 1986 года] Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб.: Сеанс, 2002.