Гениальные творения классика советской песни Бориса Мокроусова шире зазвучали в год его столетия благодаря истинным подвижникам и энтузиастам.
В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского композитора Бориса Андреевича Мокроусова. Было время, когда созданные им песни - "Одинокая гармонь", "Сормовская лирическая", "Когда весна придет" и многие другие - пела вся страна. Теперь этого не скажешь ни о нем, ни о советской песне в целом, и трудно выразить, насколько велика потеря. Ведь замена-то в эфире и на эстраде во всех смыслах явно неадекватная. Упадок жанра просто страшный! Уже хотя бы для того, чтобы окончательно не погрязнуть в болоте пошлости и бездуховности, необходимо помнить о высотах. И юбилей Бориса Мокроусова свидетельствует, что, к счастью, есть все-таки немало людей, которые понимают это.
Я ПИСАЛ о замечательном вечере в честь композитора, состоявшемся в Центральном Доме ученых. Заслуженный артист России Леонид Шумский вложил душу в его организацию, и он стал настоящим праздником. А вслед еще одно знаменательное событие - вечер в ЦДРИ, Центральном Доме работников искусств, который вел талантливый композитор, музыкант, популяризатор музыкального искусства Виктор Иванович Темнов.
Интересно, что в конце этого года будет отмечаться его собственное 75-летие, затем 80-летие ЦДРИ. Значит, они соответственно двадцатью пятью и двадцатью годами моложе Мокроусова, и его песни по-своему вошли в их биографии. Зал ЦДРИ был местом, где они часто звучали еще при жизни Бориса Андреевича, ну а молодой Темнов, который станет потом автором популярнейшей "Московской кадрили" и великолепных "Кнопочек баянных", на мокроусовских песнях рос и учился.
Словом, провести вечер-концерт памяти Бориса Мокроусова в стенах ЦДРИ, где Виктор Темнов уже шесть лет регулярно организует встречи, посвященные советским композиторам и советской песне, стало идеей абсолютно естественной. За минувшие годы в этом цикле прозвучало около 1800 (!) песен, восторженные слушатели которых составили многотысячную аудиторию. Причем аудитория эта самая что ни на есть народная: Дом работников искусств за символическую цену на билеты, а подчас и бесплатно предоставляет возможность встретиться с подлинным искусством всем желающим. Неудивительно, что зал здесь почти всегда переполнен. Вот и на вечере Мокроусова не только не было ни одного свободного места, но пришлось и дополнительные стулья приносить. А Виктор Иванович, устроившийся с баяном на сцене и, по обыкновению своему, уже ее не покидавший, сразу взял в плен всех мокроусовской темой.
Нет, это была не сухая лекция педантичного начетчика и не развязная болтовня бойкого массовика-затейника. Это был простой, но очень задушевный разговор большого знатока советской песни, горячо любящего ее, об одном из корифеев великого искусства. Разговор и с теми, кто песни Мокроусова хорошо знает, и с теми, кто, может быть, познакомится с ними только сегодня. Первых, конечно, было безусловное большинство, потому что весьма скоро зал начал исполнителям подпевать, а потом и петь вместе с ними многие песни от первого до последнего слова. Но и этому большинству необычный ведущий что-то новое открывал в Мокроусове или что-то помогал в нем глубже понять и почувствовать.
САМОЕ отвратительное из происшедшего за последние годы состоит, по-моему, вот в чем: нагнетая в нас комплекс неполноценности, многим вдолбили, будто в советское время не было создано ничего хорошего. В том числе и в искусстве. Но разве это так? Одни только песни советские - поистине бесценный клад мирового значения. И вот Виктор Иванович Темнов старается, чтобы как можно больше людей осознали это.
- Когда в феврале Союз композиторов задумал в Кремлевском дворце концерт, посвященный Мокроусову, - говорил он со сцены ЦДРИ, - генеральный директор Шаболтай забеспокоился: разойдутся ли билеты? А я сказал: давайте выйду на Тверскую с баяном и начну играть его песни. "Снова замерло все до рассвета" - люди будут петь, "На Волге широкой" - тоже запоют, "Горят костры далекие" - тоже. Достаточно людей найдется, которые эти песни и сегодня любят, но не знают, что их автор - Мокроусов.
Вот Укупника знают...
Этой горечью откровенно делился ведущий концерта со слушателями. И обращался к молодым:
- Вы задумайтесь и попробуйте себе ответить: почему на конкурсе Евровидения представители многих стран поют на родных языках, а Дима Билан - на английском? И ведь до сих пор неизвестно, что это за песня, кто написал ее слова - это английский оригинал или перевод с русского на английский? И кто написал музыку?
Добавлю: и почему на российском радио "Маяк" песни звучат тоже почти исключительно по-английски? Говорят, "хиты". Но Виктор Иванович справедливо заметил: едва ли не каждая песня Бориса Мокроусова была настоящим "хитом". Да по сути эти песни таковыми и остаются - им бы только открыть широкую дорогу к новым слушателям.
В рассказе ведущего возникал обаятельный образ большого художника и гражданина. Родившийся в рабочем поселке Канавино близ Нижнего Новгорода, в семье железнодорожного рабочего, прошедший затем рабфак Московской консерватории и ее композиторский факультет, Борис Андреевич навсегда сохранил любовь к родному краю и людям труда, которым посвятил множество прекрасных песен. А одна из лучших, "Сормовская лирическая", - это прямой поклон тем местам, где прошли его детство и юность. Говорят, советских творцов заставляли писать о том, о чем сами они не хотели. Договариваются иногда до еще большей ахинеи, будто романсы и песни о любви вообще запрещались! А вот на вечере-антологии Мокроусова излился такой проникновенный, нежный, многоинтонационный поток любовной лирики, что не остается камня на камне от подобной лжи, которой у молодых стараются вызвать категорическую неприязнь к "совку". Тут и грусть, задумчивость, как в "Осенних листьях" или "Я за реченьку гляжу", и надежда - "Мы с тобою не дружили", "Назначай поскорее свидание", и радость встречи - "Зажглась заря вечерняя", "Хороши весной в саду цветочки", "Ясной ночкою", и добрая шутка, юмор, как в "Песенке влюбленного пожарного" или "Хвастать, милая, не стану".
Последняя - из спектакля "Свадьба с приданым", который шел в Театре сатиры вскоре после войны. Надо было после тяжелейших испытаний давать людям бодрость и оптимизм. Так вот, эта песня и "На крылечке твоем", написанные тогда Мокроусовым вместе с замечательным поэтом Алексеем Фатьяновым для спектакля, пережив многие годы, дошли до нашего времени.
Конечно, советский композитор Мокроусов всегда чувствовал себя сыном своей Родины и старался делать для нее все, что мог. Когда началась Великая Отечественная война, у него рождается "Песня защитников Москвы" на стихи Алексея Суркова. И ее запела армия, запел народ:
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Потом, когда Борис Андреевич отправится на Черноморский флот, в Севастополь, он вместе с поэтом Александром Жаровым напишет потрясающую песню-балладу "Заветный камень", о которой Леонид Осипович Утесов скажет: "Царь-песня". Будут и "Песенка фронтового шофера", "Морская колыбельная" - о войне по-мокроусовски. Сразу после войны - "По мосткам тесовым вдоль деревни": лирическая опять-таки песня, о девушке, вернувшейся с фронта...
ВСЁ ЭТО и многое другое прозвучало на вечере в исполнении народной артистки России Зинаиды Кирилловой, заслуженных артистов Елены Калашниковой и Сергея Толкунова, артистов Любови Анисовой, Светланы Ильиной, Лидии Трофимовой, Тимура Темнова.
Будучи в жюри конкурса, посвященного юбилею Мокроусова, выделил Виктор Иванович чудесный детский хор "Кораблик" под руководством Светланы Ивановны Чистяковой и пригласил на мокроусовский вечер. А у Любови Владимировны Анисовой свои хоры в Домодедове, Барыбине, Михалеве. Надо вообще заметить, что вокруг Виктора Ивановича подобрался очень хороший творческий состав. Все преданы советской песне так же, как и он, выступают вместе с ним на всех вечерах его уникальной программы.
Но и сам он проявляет себя не только как баянист, который с ходу может вспомнить и сыграть, кажется, любую песню, но и как незаурядный певец. А главное, еще раз повторю, - это его роль ведущего, исполняемая совершенно необыкновенно. Одна из благодарных слушательниц верно сказала в конце вечера: "Это какой-то новый жанр сценической деятельности, позволяющий протянуть незримые крепкие нити от сцены к залу, от сердца к сердцу".
Разумеется, много дают личные воспоминания по ходу таких вечеров. Скажем, исполнил детский хор "Кораблик" две песни Мокроусова, написанные сразу после войны, - "Рассвет над Москвой" на стихи Михаила Светлова и "Лучше Родины на свете не найти" на стихи Сергея Алымова. Тут же Виктор Иванович замечает: "Вот эту, о Родине, летом 1945-го пели все отряды в пионерском лагере, где я был тогда". А "Жди солдата", написанная в 1954 году, стала самой любимой в танковом батальоне, где он служил.
Про то, где и как родилась песня "Вечерком на реке", Виктор Иванович рассказал целую историю. Это история его личного знакомства с Борисом Мокроусовым в августе 1959 года на съемках фильма "Девичья весна" - о знаменитом ансамбле "Березка", где работал Виктор Темнов... танцором-баянистом. Первые уроки композиторского мастерства давал ему именно Мокроусов в музыкальном салоне теплохода "Эльбрус" во время съемок, а песня "Вечерком на реке", одна из лучших мокроусовских, была написана специально для ансамбля "Березка" по просьбе его основательницы и тогдашнего руководителя Надежды Сергеевны Надеждиной. Редкий случай: танцевальный ансамбль пел эту песню!
Виктор Иванович не раз в течение вечера подчеркивал, какие поэты писали для Мокроусова. Настоящие. Не чета нынешним "текстовикам". Отсюда этот органический сплав поэзии и музыки, не оставляющий слушателя равнодушным, берущий за сердце.
- Наверное, будет правильно сказать, что, вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам, песни Мокроусова живут, - подвел итог ведущий. - Живет то, что хотел сказать людям Борис Андреевич. Теперешнее помрачение - не навсегда в нашей стране. Это поганое время пройдет, и люди на Руси обязательно будут петь прекрасные, изумительные песни Бориса Мокроусова и его товарищей по советскому искусству.
Да будет так!
ВИКТОР КОЖЕМЯКО.: «Торжество композитора в гостеприимном доме»//«Газета Правда» №109 (29451), 2009