Фильм «Москва слезам не верит» с постоянными аншлагами идет в более чем 80 странах. Любопытно, что это всего лишь вторая режиссерская работа Владимира Меньшова. А дебютировал он в режиссуре, когда ему было 36 лет. То, к чему многие из его коллег-ровесников шли постепенно, от фильма к фильму, Меньшов получил с первой же попытки. И получил сполна.
«Розыгрыш» — так назывался его режиссерский дебют — принес ему всесоюзную известность: шумный успех в прокате, массу хвалебных рецензий и высокую награду — Государственную премию РСФСР. Шаг второй — «Москва слезам не верит». Этот фильм, побив все рекорды зрительской посещаемости у нас в стране, уверенно вышел на международный экран. Его мировая аудитория теперь исчисляется сотнями миллионов зрителей. Впечатляющим подтверждением успеха стали Государственная премия СССР, многочисленные зарубежные призы, и среди них «Оскар» Американской академии киноискусства.
Трижды атаковал он театральные вузы и трижды проваливался. Другой бы на его месте давно сдался. Другой, но только не Меньшов. Между летними наездами в Москву, на вступительные экзамены, он работал токарем на заводе в Астрахани, потом шахтером в Воркуте, потом ходил на катере по Каспию. Охота к перемене мест и профессий была неслучайной: возвращаться с поражением к тем, кто провожал его на победу, Меньшов не хотел.
Только с четвертой попытки, уже на пределе допустимого для актерских факультетов возраста, он стал студентом школы-студии при Московском Художественном академическом театре им. М. Горького. Мечта сбылась. Однако к середине третьего курса Меньшов решил про себя, что. актер он средний, заурядный. Подобная самооценка говорит, на мой взгляд, не только о высокой требовательности, но и о желании во что бы то ни стало быть первым в любимом деле. Сегодня, впрочем, очевидно, что третьекурсник-максималист был во многом несправедлив к себе: роли, сыгранные им через несколько лет в фильмах «Человек на своем месте», «Собственное мнение» и других, доказывают своеобразие его исполнительского таланта.
Но все это пришло много позже. А пока студент Меньшой играл на выводах во МХАТе, а ночью дежурил в булочной (подрабатывал, чтобы прокормить семью — жену Веру Алентову, студентку одного с ним курса, а ныне известную актрису, и годовалую дочь Юлю).
После окончания школы-студии Меньшов рискнул послать свои работы (литературные опыты, постановочные замыслы и пр.) народному артисту СССР Михаилу Ильичу Ромму, известному кинорежиссеру, профессору ВГИКа. Прочитав это, Ромм хрипловатым голосом сказал по телефону: «Вы мне нужны» Володя!" и, придумав специально для него должность с непонятным названием «аспирант по работе с актерами», велел посещать свои лекции и семинары...
Сегодня Меньшов признается, что тот аспирант многое бы тогда отдал, чтобы оказаться студентом и получить диплом режиссера, открывающий путь на съемочную площадку. А пока к нему пришел немалый литературный успех, как бы подсказывавший другую дорогу в искусстве: по его сценарию на «Ленфильме» была снята каротина «Я служу на границе», написанная им инсценировка романа Мариэтты Шагинян «Месс-Менд» была поставлена в одном из ленинградских театров, где идет и по сей день.
И все же заветной мечтой Меньшова оставалась режиссура, к ней он шел все эти долгие годы. А судьба, как видно, все-таки любит упорных. Час пробил, как писали в старину. Меньшов получил самостоятельную постановку. Он выбрал сценарий Семёна Лунгина «Розыгрыш», где без тени дидактики анализировался серьезный конфликт, возникший между двумя девятиклассниками — прагматиком и романтиком. Всем строем своего фильма доказывает режиссер, что похвальная деловитость, не подкрепленная сердечной теплотой, рано или поздно превращается в бездушный рационализм...
Те, кто помнит сюжетную канву фильма «Москва слезам не верит», наверняка обнаружат разительное сходство биографии главной героини с судьбой самого постановщика: та же одержимость мечтой, то же упорство в достижении цели, тот же непосильный груз неудач поначалу. И та же удача в результате — удача, завоеванная трудом и верой в собственные силы. Совсем не случайно Меньшов взялся за постановку картины по сценарию Валентина Черных. Фильм- судьба — вот что манило к себе Меньшова. Фильм, который было бы интересно посмотреть ему самому. В чем-то это фильм-сказка, но в главном — фильм-быль. О нем, о его жене, разделившей все тяготы молодых и неустроенных его лет, о людях одного с ним поколения.
Левитин М. Жизнь по собственному сценарию // Смена. 1984. 16 сентября. № 214. С. 4.