Любовь Аркус
«Чапаев» родился из любви к отечественному кино. Другого в моем детстве, строго говоря, не было. Были, конечно, французские комедии, итальянские мелодрамы и американские фильмы про ужасы капиталистического мира. Редкие шедевры не могли утолить жгучий голод по прекрасному. Феллини, Висконти и Бергмана мы изучали по статьям великих советских киноведов.
Зато Марк Бернес, Михаил Жаров, Алексей Баталов и Татьяна Самойлова были всегда рядом — в телевизоре, после программы «Время». Фильмы Василия Шукшина, Ильи Авербаха и Глеба Панфилова шли в кинотеатрах, а «Зеркало» или «20 дней без войны» можно было поймать в окраинном Доме культуры, один сеанс в неделю.
Если отставить лирику, «Чапаев» вырос из семитомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», созданной журналом «Сеанс» на рубеже девяностых и нулевых. В основу этого издания был положен структурный принцип «кино и контекст». Он же сохранен и в новой инкарнации — проекте «Чапаев». 20 лет назад такая структура казалась новаторством, сегодня — это насущная необходимость, так как культурные и исторические контексты ушедшей эпохи сегодня с трудом считываются зрителем.
«Чапаев» — не только о кино, но о Советском Союзе, дореволюционной и современной России. Это образовательный, энциклопедический, научно-исследовательский проект. До сих пор в истории нашего кино огромное количество белых пятен и неизученных тем. Эйзенштейн, Вертов, Довженко, Ромм, Барнет и Тарковский исследованы и описаны в многочисленных статьях и монографиях, киноавангард 1920-х и «оттепель» изучены со всех сторон, но огромная часть материка под названием Отечественное кино пока terra incognita. Поэтому для нас так важен спецпроект «Свидетели, участники и потомки», для которого мы записываем живых участников кинопроцесса, а также детей и внуков советских кинематографистов. По той же причине для нас так важна помощь главных партнеров: Госфильмофонда России, РГАКФД (Красногорский архив), РГАЛИ, ВГИК (Кабинет отечественного кино), Музея кино, музея «Мосфильма» и музея «Ленфильма».
Охватить весь этот материк сложно даже специалистам. Мы пытаемся идти разными тропами, привлекать к процессу людей из разных областей, найти баланс между доступностью и основательностью. Среди авторов «Чапаева» не только опытные и профессиональные киноведы, но и молодые люди, со своей оптикой и со своим восприятием. Но все новое покоится на достижениях прошлого. Поэтому так важно для нас было собрать в энциклопедической части проекта статьи и материалы, написанные лучшими авторами прошлых поколений: Майи Туровской, Инны Соловьевой, Веры Шитовой, Неи Зоркой, Юрия Ханютина, Наума Клеймана и многих других. Познакомить читателя с уникальными документами и материалами из личных архивов.
Искренняя признательность Министерству культуры и Фонду кино за возможность запустить проект. Особая благодарность друзьям, поддержавшим «Чапаева»: Константину Эрнсту, Сергею Сельянову, Александру Голутве, Сергею Серезлееву, Виктории Шамликашвили, Федору Бондарчуку, Николаю Бородачеву, Татьяне Горяевой, Наталье Калантаровой, Ларисе Солоницыной, Владимиру Малышеву, Карену Шахназарову, Эдуарду Пичугину, Алевтине Чинаровой, Елене Лапиной, Ольге Любимовой, Анне Михалковой, Ольге Поликарповой и фонду «Ступени».
Спасибо Игорю Гуровичу за идею логотипа, Артему Васильеву и Мите Борисову за дружескую поддержку, Евгению Марголиту, Олегу Ковалову, Анатолию Загулину, Наталье Чертовой, Петру Багрову, Георгию Бородину за неоценимые консультации и экспертизу.
В феврале 1937 г. исполняется 30 лет кинематографической деятельности одного из старейших операторов советского кино Григория Владимировича Гибера.
Г. В. Гибер начал свою работу в кинематографии в 1907 г. в прокатной конторе «Глобус». В 1908 г. он поступил в лабораторию Ханжонкова, где монтировал заграничные фильмы, одновременно работая лаборантом.
В 1912 - 1913 гг. он снял первую русскую комедию с режиссером Туркиным «Приключения Антоши».
В период Февральской революции тов. Гибер переключился на съемку хроники. Он снимал в Петрограде первую забастовку путиловцев и стачку на заводе «Промет». Вернувшись в Москву, он окончательно перешел на хроникальную работу.
В 1918 г., после организации Кинофотокомитета при Наркомпросе, тов. Гибер был впервые командирован на передовые позиции гражданской войны.
1919 г. он провел на южном фронте, находясь в распоряжении тов. Егорова.
В мае 1920 г. тов. Гибер командируется на западный фронт в распоряжение тов. Тухачевского. Здесь он снимал бой под Молодечно, взятие города Борисова и Минска. Затем он совершил поездку с поездом тов. Дзержинского. На западном фронте он работал с мая по октябрь 1920 г. Исчерпав запасы пленки, тов. Гибер активно участвовал в работе газеты «Красный фронт» в качестве репортера.
В конце 1920 г. его откомандировали в распоряжение тов. Калинина. С «поездом им. Октябрьской революции» он совершил длительную поездку от Москвы через Харьков.
1921 г. Гибер провел в Москве. Он снял VII съезд ВКП(б). Здесь он впервые снял Владимира Ильича Ленина. Затем тов. Гибер снял III конгресс Коминтерна и выступление Владимира Ильича Ленина на Красной площади.
В качестве оператора тов. Гибер был также прикомандирован к Владимиру Ильичу Ленину и снимал его выступления во время экскурсии рабочих «Красной Пресни» на Рублевский водопровод.
В конце 1921 г. тов. Гибер командируется в армию Семена Михайловича Буденного.
В 1923 г. тов. Гибер снял перелет «Москва - Ленинград». В 1924 г. он был первым оператором, выехавшим для съемок в Среднюю Азию.
Хроникальная съемка в боевой обстановке гражданской войны сыграла огромную роль в творческом развитии Г. В. Гибера.
Поставленная перед советской кинохроникой задача непосредственного отображения политических событий величайшего исторического значения требовала от оператора идейной целеустремленности, огромной творческой изобретательности, активности и умения приспосабливаться к любым условиям съемки. Г. В. Гибер был одним из немногих операторов старой школы, целиком и полностью посвятивших себя этой ответственной политической задаче.
Работая на передовых позициях классовой борьбы, Г. В. Гибер был не только кинематографистом, но и бойцом, ежеминутно готовым сменить киноаппарат на винтовку.
После окончания гражданской войны тов. Гибер вновь перешел на работу в художественную кинематографию, принеся с собой высокую техническую культуру, обогащенную опытом хроникальной работы.
В 1923 г. тов. Гибер снижает фильм «Страна солнцевеющая» в постановке режиссера Разумного. Затем идут картины: «Беспризорные», «Дипломатическая война», «В тылу у белых», «Их судьба».
В 1924 г. тов; Гибер снял похороны Владимира Ильича Ленина - скорбный путь от Горок до Колонного зала и Красной площади.
В 1925 г. тов. Гибер перешел на работу в Госкино. Здесь он снимает ряд картин: «Песня о камне», «Мамут и Айше», «Каштанка», «Красная Пресня», «Третья мещанская», «Булат-Батыр», «Капитанская дочка»,
«Иуда», «Герои домны» и «Властелин мира».
С 1932 по 1935 г. тов. Гибер работал по съемке оборонных фильмов.
В 1935 г. тов. Гибер опять вернулся в художественную кинематографию, сняв картину «Сердце гор» и совершив трудное путешествие в Верхнюю Сванетию.
Г. В. Гибер является одним из немногих операторов старой кинематографической школы, строивших свою работу на основе определенной художественной установки. Именно это качество отличало его работы от работ многих других операторов дореволюционной кинематографии, не выходивших за рамки простого ремесленничества.
Творческий путь Г. В. Гибера – это путь, характерный для многих советских кинематографистов, проявивших свою преданность делу советской кинематографии в труднейший период гражданской войны и первых лет восстановления.
В день тридцатилетнего юбилея Г. В. Гибера мы приветствуем в его лице крупного мастера, подлинного художника, одного из лучших представителей советского операторского искусства.
С. М. Эйзенштейн, Э. К. Тиссэ, А. Н. Москвин, А. Д. Головня, Г. В. Александров, В. С. Нильсен, М. И. Ромм, Б. И. Волчок, М. Е. Гиндин, Ю. Я. Райзман, А. В. Мачерет, Ф. М. Эрмлер, А. Н. Кальцатый, Н. С. Наумов, Ж. К. Мартов, В. В. Гарданов, З. Ю. Даревский, В. И. Попов, Д. М. Фельдман, А. В. Гальперин.
К тридцатилетию операторской работы Г. Гибера // Искусство кино. 1937. № 2. С. 58.