Там же, в Леонтьевском переулке, в 1915 году открылась контора Товарищества «М. Трофимов и К°» — «Русь». Основал новую кинофирму костромской купец Михаил Трофимов.
Этого коренастого богатыря с открытым русским лицом хорошо знали в Костроме как толкового подрядчика по строительному делу и страстного актера-любителя. Трофимов уговорил своего компаньона купца Себина построить в Костроме театр, а затем и синематограф. Вскоре он настолько увлекся кино, что бросил все свои дела и перебрался в Москву, где организовал фирму «Русь», построил два съемочных павильона на Бутырской улице и Верхней Масловке (дома не сохранились).
По тем временам это была обычная кинофирма, чьи фильмы «Бал господень», «Иола», «Лгущие богу», «Девьи горы» и др. мало чем отличались от остальной кинопродукции, обильно выпускавшейся в Москве, Петрограде и других городах России. Правда, в дела кинофирмы Трофимов привнес свою увлеченность театром. Рассказывают, как однажды осенью на Волге во время съемок одна актриса, панически боявшаяся утонуть, отказалась сесть в лодку. Тогда Трофимов вошел в холодную воду и удерживал лодку до тех пор, пока не закончились съемки эпизода.
«Русь» приглашала к себе на съемки главным образом актеров Малого и Художественного театров: Л. Леонидова, Г. Хмару, В. Ершова, О. Гзовскую, С. Головина. Более 40 артистов Московского Художественного театра — П. Бакшеев, А. Бондарев, А. Булгаков, Г. Бурджалов, К. Хохлов, Т. Красовская и другие — снялись у Трофимова. Свою первую роль в кино в картине «Поликушка» сыграл И. Москвин, известными киноактерами потом стали начинавшие в «Руси» Н. Баталов и И. Пельтцер.
Одним из первых постановщиков «Руси» был актер и режиссер Незлобинского театра Н. Маликов, начавший работу в кино вместе с В. Гардиным. Но особенно прочно связал свою жизнь с «Русью» другой театральный режиссер — А. Чаргонин. Он снял свыше 15 картин, в основном уголовных драм: «Бегуны», «Лгущие богу» — по материалам судебного процесса сектантов-хлыстов, две последние серии фильма «Сонька — Золотая ручка». Одно время в «Руси» работал В. Старевич, поставивший приключенческий фильм о масонах «Граф Калиостро» и картину «Иола».
Постоянных операторов у Трофимова долгое время не было. Летом 1917 года директор фирмы «Русь» М. Алейников пригласил сына М. Ф. Андреевой — молодого Ю. Желябужского, который работал у Тимана. Сначала Желябужский редактировал у Тимана надписи к фильмам, потом стал пробовать свои силы в опе-раторском искусстве. В «Руси» он снимал с Чаргониным и Саниным, а в 1918 году сам стал режиссером-постановщиком. Кроме Желябужского в «Руси» работали А. Левицкий, В. Старевич и Г. Гибер. Постановки картин оформляли известные до революции театральные художники В. Баллюзек и В. Симов из Московского Художественного театра, а также опытнейший художник кино С. Козловский, надолго связавший свою жизнь с «Русью».
Художественный коллектив «Русь» сохранился и после Октябрьской революции — фильмы «Межрабпом-Руси» «Межрабпом-фильма» хорошо были известны советскому зрителю. Сам владелец фирмы Русь Михаил Трофимов после Гражданской войны вернулся было на свою кинофабрику, но, как и Ханжонков, работы у своих бывших коллег, которым в свое время проложил дорогу в кино, не нашел. Трофимов покинул Москву и вернулся к своей прежней профессии строителя. Перед Великой Отечественной войной он участвовал в сооружении аэродрома под Ленинградом. Так закончилась карьера еще одного бывшего московского кинофабриканта.
Михайлов В. Рассказы о кинематографе старой Москвы. М.: Материк, 2003. С. 228-230.