Хроника. Правда, она еще мало и очень скупо, но честно и верно зафиксировала целый ряд исторических событий мирового значения —Октябрь, гражданскую войну, восстановление народного хозяйства, общественную и политическую жизнь Советского Союза.
Это удалось снять потому, что в наследство от кинематографии прошлого мы получили первоклассную группу операторов, владеющих репортерским мастерством. С первого часа победы Октябрьской революции они стали работать для Страны Советов, во имя Советской власти рабочих и крестьян. Имена А. Левицкого, П. Новицкого, Н. Козловского, Э. Тиссэ, Г. Гибера, Е. Славинского, Ю. Желябужского, А. и Г. Лембергов хорошо известны советским кинематографистам.
Для меня близкое соприкосновение с такими требовательными художниками, какими показали себя А. Левицкий и Э. Тиссэ, было лучшей школой съемочного мастерства.
Работы А. Левицкого и тогда отличались композиционным блеском кадра. Он прекрасно владел световой гаммой, трактовал крупные планы в лучших традициях русской живописи.
Э. Тиссэ я наблюдала в работе не только с другими режиссерами, но и сама снимала с ним. Это дает мне право сказать, что он одинаково силен и как мастер художественного кино, где в творческом содружестве с С. Эйзенштейном приобрел мировое признание, и как кинохроникер- репортер — смелый, не знающий страха, с мгновенной ориентировкой в любых условиях, с умением выбирать наиболее характерное, типичное из целого ряда явлений, побывавший на многих фронтах гражданской войны с киноаппаратом.
Что еще пленяло меня и в Левицком и в Тиссэ — это их любовь к природе, к русскому пейзажу. У них не могло быть трафаретной съемки природы. Кадры, снятые ими, никогда не походили на красивые открытки, что было характерным явлением в кино тех лет. Левицкий и Тиссэ стремились выразить и в композиции кадра и светотенью неповторимую красоту родных просторов, лесов, рек, морей — и в блеске солнца, и в трепетном порыве ветра, в дожде, в тумане, в пурге.
Шуб Э. Крупным планом // Шуб Э. И. Жизнь моя — кинематограф. М.: Искусство, 1972.