Роль доктора Самойленко в фильме «Плохой хороший человек» , снятом по повести «Дуэль» — моя третья киновстреча с Чеховым. До этого я сыграл Ионыча, Чубукова в «Предложении» . Я люблю Чехова давно и с каждым годом открываю в нем все новые глубины. С большим удовольствием я вновь встретился с режиссером И. Хейфицем, с которым мы вместе работали над фильмом «В городе С...» и которого я считаю одним из самых тонких и чутких интерпретаторов Чехова — достаточно вспомнить его «Даму с собачкой» .
Судьбы Ионыча и Самойленко в чем-то похожи: оба — доктора в заштатных городишках. И все же для меня они — совершенно разные люди, даже внешне они мне кажутся совсем непохожими. Если в облике Ионыча постепенно проявляются чванное отупение и равнодушие, если в нем мы стремились показать процесс постепенного омертвения души, то Самойленко для меня — большой ребенок, неудавшийся человек, что-то упустивший в жизни. Он ведь в общем-то неплохой, бессеребренник — отдает последнее, не спесив. Но есть все-таки общее и в явно «отрицательном» Ионыче, и в милом Самойленко — то, что они — обыватели. Эта неоднозначность характера очень интересна, отсюда родилось и парадоксальное название «Плохой хороший человек» .
Нет нужды говорить о тонкости и двуплановости чеховского диалога,— качествах, которые делают его прозу столь трудной для экранизации. Скажу только, что нам больше всего как раз и хотелось передать «второй план» , за весельем показать грусть, за незначащими фразами — тоску по иной, красивой жизни.
Герои Чехова удивительно емкие, всякий раз они открываются с новой стороны, поэтому-то мы и решились еще раз экранизировать
этот рассказ, несмотря на то, что существует телефильм «Дуэль» . Мне кажется, что фильм наш будет не просто данью великолепному автору, но и станет нужен Современному зрителю.
Другой фильм, где я сейчас снимаюсь — «Дела сердечные» режиссера А. Ибрагимова. В. Кунин, один из авторов сценария, известен по фильмам «Разрешите взлет» и «Хроника пикирующего бомбардировщика» . Это удивительно интересный человек. Он был и летчиком, и шофером, и актером в цирке, работал на заводе. Ему есть о чем рассказать, и делает он это профессионально точно и достоверно. Эти качества привлекли меня и в сценарии — хорошее знание жизни, узнаваемость характеров.
Название фильма — «Дела сердечные» , но понимать это название на этот раз надо буквально. В фильме рассказывается о дежурстве бригады скорой помощи, которая выезжает на специальные вызовы. Смена — сутки, за смену шесть вызовов. Разные люди, разные характеры.
Я играю шофера. Неплохой человек, бывший фронтовик — и, что очень важно для меня, как для актера — шофер, а эти люди имеют почти неуловимую характерность - отпечаток профессии. Детали биографии помогли лучше представив облик и характер поведения герм. Мой герой — обыкновенный человек, не без слабостей. Но я считаю, что в природе не существуй идеальных людей. И как раз сложность человеческого характера для актера, как правило, наиболее интересна.
Готовясь к съемкам фильма, еще раз понял, что не зря называют врачей рыцарями в белых халатах. В их бескорыстной преданности делу, самоотверженное мы могли не раз убедиться, когда вместе с врачами ездили на вызовы, чтобы лучше понять наших героев. Врачи — люди святой профессии, и я рад, что участвую в фильме, посвященном им.
Папанов А. «Плохой хороший человек», «Дела сердечные» // ИК. 1973. №9. С. 48.