Вам приходится сниматься у молодых режиссеров, играть с молодыми актерами — чем интересно вам творчество молодых?
У нас много талантливой молодежи — и в режиссуре и среди актеров. Что их характеризует? Односложно не ответишь, да я и не возьму на себя смелость давать здесь какие-то бесспорные, точно сформулированные ответы. Делюсь теми впечатлениями, которые сложились у меня в результате собственной практики.
Мне недавно пришлось сниматься в фильмах молодых режиссеров: в картине «Семейное счастье» (в новелле Сергея Соловьева «Предложение») и в фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Хочу сразу отметить, что, на мой взгляд, определяет творчество этих молодых постановщиков: они твердо знают, чего хотят — от будущего фильма, от актера-исполнителя, они никогда не приходят на съемочную площадку «пустыми».
На съемках фильма «Белорусский вокзал» нас было четверо актеров с достаточно большим стажем работы в кино и театре: Евгений Леонов, Алексей Глазырин, Всеволод Сазонов и я. Надо сказать, поначалу мы подошли к своим ролям не очень творчески — добросовестно, не более того. Все казалось понятным, в какой-то мере знакомым. Был эдакий настрой самоуверенности, взгляд чуточку сверху вниз. Но не надолго: режиссер Андрей Смирнов поразил нас глубиной знаний, эрудицией, работоспособностью, пониманием актерской природы, актерской, так сказать, «кухни». Он докапывался до самых глубинных пластов той или иной сцены, давал на съемочной площадке увлекательно творческую атмосферу. Большую часть репетиционного времени мы проводили в
спорах, в совместных поисках решений. Возникло активное сотворчество. Скажем, репетируем сцену встречи на вокзале. Яркое праздничное утро, хорошее настроение, встретились друзья, рады друг другу... И надо расходиться, у каждого свои дела. Ну что в такой сцене сложного? Сыграли — а режиссер не удовлетворен:
— Давайте детальней обсудим, кто вы и чем занимаетесь...
— Я, например, бухгалтер, есть семья...— Все точно «по системе» излагаю...
— А какие,— спрашивает,— у героя взаимоотношения с начальством?
— Тоже все ясно: от начальника мне одни неприятности, он все время заставляет подписывать не совсем законные бумаги. Не то что он ворует, просто считает необходимым так поступать в интересах производства. Но я-то бухгалтер, я контролирую финансовые операции, для меня он плохой человек и руководитель.
— Почему? — возражает Смирнов. — Может, он и хороший человек, который стремится как можно быстрее развернуть производство, увеличить выпуск продукции?
...Задумываюсь... Ведь если так подходить, значит обязательно возникнет совсем иная сложность во взаимоотношениях. Но это только первый шаг, надо «копать» дальше, режиссер не останавливается на верхнем «слое», заставляет углубляться в образ, в характер взаимосвязей персонажей. Это очень помогает актеру — чем активнее работает фантазия, тем больше возможностей интересней сыграть роль. Причем, спорить с Андреем Смирновым по-настоящему трудно. Он приходит абсолютно подготовленный к съемке, весь сценарий, вся раскадровка у него в голове, он может простучать темпоритм любой сцены. Хотя это не значит, что он все сделает так, как придумал заранее. Хорошо помню, как Леонов трижды убеждал его изменить решение.
Умение создать творческую обстановку, умение отстаивать свою точку зрения и в то же время прислушиваться к мнению окружающих, на мой взгляд, признак той режиссерской культуры, которая во многом определяет успех работы. Безусловно, здесь сказывается лучшее, что молодежь берет от своих учителей.
Мы часто говорим, что искусство — главный агитатор, главный помощник в жизни. И это на самом деле так. Сужу по людям, которых хорошо знаю, и по себе самому. Ни один лозунг не в силах оказать на человека такое влияние, как произведение искусства. Моту сказать, что не выжил бы на войне, если бы не видел фильма «Чапаев», если бы не прочёл книг, которые учат жить, помогают воспитывав в себе! человека. Всегда, когда мне трудно, на помощь приходит любимый герой. Поэтому невыносимо обидно, когда наш современник на экране примитивен, схематично плакатен. Ведь он обращается к колоссальной зрительской аудитории.
Чтобы сыграть спектакль для 50–60 миллионов человек, может и жизни не хватить, а фильм набирает такое количество зрителей за год проката. Но чтобы произведение искусства воздействовало, воспитывало, нужно все время обнаруживать что-то новое, находить неожиданные повороты, яркие, необычные краски в самых обычных, казалось бы, жизненных явлениях. А если актер пли режиссер ничего нового создать не в силах, то и смотреть тошно.
Скажем, чем интересен И. Смоктуновский? Он всегда неожидан, всегда нов. Деточкин в фильме «Берегись, автомобиля!» — комедийный герой, а он играет его драматическими приемами. В результате получается глубокий человеческий и комедийный характер. Я уверен — не играй Деточкина Смоктуновский, фильм прозвучал бы слабее.
К сожалению, наши молодые актеры редко ищут неожиданные краски, чаще поют с чужого голоса, кому-то подражают. Мало вносят своего, самобытного. Конечно, есть удивительные явления — скажем, Инна Чурикова. Эта актриса сразу заговорила своим голосом — и как заговорила!..
Очень многое зависит в кино от актера — истина вроде бы прописная, но молодежь часто понимает это весьма однобоко. Бывает, снялся молодой актер в одной-двух ролях, съездил на фестиваль, его там окрестили, скажем, новым Фернанделем, и все — он уже болен «звездной болезнью» и не понимает сколько за него сделали сценарист, оператор, режиссер, что сам он еще ничего как следуй не умеет, использует лишь природные данные, Очень трудно преодолеть успех, славу. У меня перед глазами всегда удивительный пример Евгения Леонова. Его судьба баловала как угодно — и в театре и в кино, но это человек до сей поры сохранил такое непосредственное, «первоначальное» отношение к творчеству, что общение с ним доставляет наслаждение. У него все по-настоящему: мучается, когда что-нибудь не удается, радуется, когда хоть маленькая кроха нового появилась в его актерском багаже или в характере, который он играет. Я считаю Леонова эталоном поведения актера.
...Наверное, я очень неполно и несколько сбивчиво ответил на поставленный вопрос, но ведь это только предварительная перекличка — подробный разговор о нашей творческой молодежи наверняка еще состоится - и на трибуне съезда и на журнальных страницах.
Всесоюзная перекличка кинематографистов // ИК, 1971. № 4. С. 65-66.