На 3-ей фабрике в монтажной, склонив крепкое большое тело над пленкой, с ножницами в руках работает Свилова. Одна из создателей «Шагай, Совет» и «Шестой части мира». Ассистент Вертова. Режет и клеит то, что потом кажется жизнью. Спросил ее: как создавали «Шестую часть»? мир нэпманов — инсценировка? Свилова засмеялась. Она не умеет отвечать, объяснять или говорить. Она умеет только работать — и сбивчиво рассказала. Вертов дает мысль. Все мы работаем. Операторы снимают то, что видят, жизнь. Я соединяю по заданиям. Мы все вместе, объединенные одной мыслью.
До смешного просто. Пойти в жизнь снять. Нужно только уметь видеть жизнь. Нужно только уметь ее найти. Уметь ее соединить. Мы не видели человека на экране. И внезапно. Сразу. Самоедки, кормящие своих детенышей кровавым сырым оленьим мясом. Узбечки, сбрасывающие чачваг. Девушки с пьяными глазами в фокстроте московских нэпманов. Женщины у станков. Женщины сегодня. Люди на экране. Гайки, рычаги, винты одной машины. Жизни. Все — «Шестая часть мира».
Зачем навязчивые выводы? Зачем кричать — нужна фильма без актера, монтаж фактов? Будем, как зритель. Будем воспринимать, что показывают и не задумываться, как. Воспринимать достигнутое. Женщина сегодня, человек — показан впервые, как он есть в «Шестой части мира». Где шли с аппаратом в жизнь и снимали. Где работал не один — вожатый, а коллектив, руководимый общей идеей. Коллектив — сумма, слагаемая — руководитель плюс оператор плюс монтажер. Все равноправны. Среди них женщина. Но не все ли равно нам это — теперь? В полноправном коллективе, где монтируют факты.
Может-быть, актеры и их руководители сумеют прийти к тому же. К тому же мастерству жизни. Верим, ждем.
Из утробы матери рождается ребенок. В муках. Крике. Судорогах. Так наше кино. Первый крик ребенка — зычный и здоровый голос — значит ребенок здоровый «Красные дьяволята» — первые шаги; неожиданно, не ползая на карачках, пошел сразу твердо — значит, ребенок сильный, живучий — «Потемкин».
Первые слова ребенка, когда глаза осмыслились, узнает людей и чувствует, когда в комке мяса рождается человек — первые слова — «Шестая часть мира».
Королевич В. Женщина в кино. Теа-кино-печать, 1928.