Яков Александрович [Протазанов — Прим. ред.] был умным человеком. Отдав себе ясный отчет в происходящем, он понял, что ему надо не просто подтвердить свою репутацию безупречного профессионала, а утвердиться в новом качестве, в качестве советского режиссера. После недолгих размышлений Протазанов отказывается от постановки «Ивана Грозного».
Любопытная подробность, характеризующая точность коммерческих планов М. Н. Алейникова, — в том же 1924 году русского царя вывели на экран немецкие кинематографисты в экспрессионистском фильме Пауля Лени «Кабинет восковых фигур».
Ивана Грозного, героя одной из трех новелл, играл в этом фильме Конрад Фейдт — актер, исполнявший Чезаре в «Кабинете доктора Калигари». Грозный Фейдта страшен в жажде убийства, развратности, жестокости. И всякий раз, когда появляется очередная жертва, на экране песочные часы отмеряют время ее жизни. К концу новеллы царю кажется, что его отравили. Перед ним те же песочные часы. Царь переворачивает их и... сходит с ума от ужаса.
Нечто подобное ждали, вероятно, от Протазанова, а сделал это Юрий Тарич. В 1924 году он поставил на фабрике «Совкино» по сценарию Виктора Шкловского фильм «Крылья холопа» с Л. Леонидовым в роли Грозного. Фильм Тарича имел за рубежом огромный успех.
Арлазоров М. Протазанов. М.: Искусство, 1973. С. 115.