Можно было бы, очевидно, говорить о Федоре Никитине после тридцатых годов, как об актере по преимуществу психологического плана. Но в одной из последних его работ — в роли старого актера Светловидова в фильме «Лебединая песня» (1966), драматическое дарование Никитина наполняется особой силой. Фильм поставлен по одноактному драматическому этюду А. П. Чехова, который писатель назвал «самой маленькой драмой всего мира». Образ Светловидова вдохновил в свое время великого русского актера В. Н. Давыдова, а позже, уже в советское время, роль Светловидова была сыграна Ю. В. Толубеевым в телевизионном спектакле.
В фильме Никитин рассказал о судьбе актера, отдавшего сцене всю свою жизнь без остатка. Образ Светловидова как бы сверен с душой артиста и поэтому получился особенно волнующим и впечатляющим.
В кадре движется в замедленном ритме фигура Светловидова со свечой в руках. Пугающе пуст ночной театр. Мрачные мысли обступают старого одинокого актера, забытого всеми после бенефиса, состоявшегося накануне. Театр — это его судьба. Здесь его счастье и беды, здесь он пережил творческие взлеты и горькие падения.
Ключ для решения образа Никитин нашел в коллизии, которая обусловила потребность героя в самораскрытии. Противоречивые чувства: грусть одиночества, старости («Жизнь-то тю-тю, братец, как ни храбрись») и радость творческого вдохновения («Ах, какая тут к черту старость... сила из всех жил фонтаном бьет...») составляют внутреннюю активность образа, его стихию.
Раскрывая сложную драматическую судьбу своего героя, Никитин поражает широтой амплитуды чувств, особенно в тех сценах, где его Светловидов, вспоминая прошлое, проигрывает как бы заново роли шекспировских героев: Гамлета, Отелло, короля Лира.
Никитин принес на экран и развил лучшие традиции реалистической школы актерского мастерства. Поражает диапазон актера: от комедийно-лирического Вадьки Завражина до открытого, почти трагедийного темперамента в роли Светловидова.
Из всего многоголосья сыгранных Никитиным ролей все же можно выделить самый сильный и искренний голос, главную тему его творчества — тему нравственной красоты человека. <...>
Калентьева А. Федор Никитин // Актеры советского кино. Вып. 4. 1968.