Оцеп Федор Александрович (9.2.1893 [по др. св.1895], Москва — 20.6.1949, Оттава) — сценарист, режиссер, организатор кинопроизводства. В 1916 был привлечен своим двоюродным братом М. Алейниковым к сотрудничеству в журнале «Кино-Театр и жизнь» (выступал под псевд. Федор Машков). Довольно быстро зарекомендовал себя в кругу творческой интеллигенции, группировавшейся вокруг этого первого русского кино-театрального периодического издания, как талантливый критик. Непосредственно в кинематографическую среду он был привлечен в качестве сценариста. В дореволюционном кинематографе им были написаны сценарии для целого ряда фильмов известного русского режиссера Я. Протазанова, одного из лучших киноинтерпретаторов литературной классики: «Николай Ставрогин» (1915, по роману «Бесы» Ф. Достоевского с И. Мозжухиным в гл. роли), «Дети Ванюшина» и «Пара гнедых» (1915), «Мертвый дом» (1915) и «Пиковая дама» (1917), «Проклятые миллионы», «Отец Сергий» (1918, совм. с Н. Эфросом и А. Волковым), «Тайна королевы» (по роману Элинор Глин «Три недели»).
После Октябрьской революции О. принимал участие (в качестве сценариста совм. с Н. Эфросом) в создании одной из первых значительных и наиболее удачных советских кинолент — фильма «Поликушка» (1919) — экранизации одноименной повести Л. Толстого. Своим успехом картина в немалой степени обязана исключительному таланту исполнителя главной роли И. Москвину и режиссеру А. Санину. По замыслу тогдашнего руководства киностудии Товарищества «Русь», куда входил в качестве заведующего художественной частью и О., необходимо было «создать своеобразный мост, который соединил бы экран с Художественным театром и перенес на киностудию метод Станиславского». Привлечение к работе известного режиссера и артистов двух ведущих московских театров (В. Пашенная, Е. Раевская, С. Головин, Н. Знаменский и др.) оправдало ожидания. В этом фильме сохранялась «тщательность передачи» и «психологическая достоверность литературного произведения на экране», что выгодно отличало ее от прочей кинопродукции тех лет, в том числе и экранизаций. В 1922-23 фильм с огромным успехом демонстрировался на отечественных и зарубежных экранах.
В 1924 О. вошел в состав руководства единственного негосударственного кинопредприятия «Межрабпом-Русь». Учитывая недостаточную мощность внутреннего кинорынка, новая студия выдвинула задачу осуществить «прорыв на Запад» с целью закрепить там позиции отечественной кинопродукции. Первой серьезной попыткой реализации этого замысла стала экранизация фантастического романа А. Толстого «Аэлита» (1924, сценарий О. совм. с А. Файко, реж. Я. Протазанов). Фильм был задуман как советский боевик в «экспортном» варианте. Масштабность постановки, необычность сюжета, в котором фантастика причудливо сочеталась с красочными сценами московского быта тех лет, обилие действующих лиц, громкое имя режиссера, блестящий актерский состав (Н. Баталов, М. Жаров, Ю. Завадский, В. Орлова, И. Толчанов, Ю. Солнцева и др.) призваны были стать слагаемыми будущего успеха. Однако картина, несмотря на шумную рекламу, так и не стала кинематографическим событием; если в России она пользовалась большой популярностью, то в глазах западного зрителя мало чем отличалась от привычных лент этого жанра. В том же году О. в соавторстве с Файко написал сценарий для одной из первых советских комедий — «Папиросница от Моссельпрома» (реж. Ю. Желябужский, в ролях И. Ильинский, Ю. Солнцева и Э. Баратов), прошедшей по отечественному экрану с большим успехом. Фильм, сделанный как своего рода реклама государственной торговли, интересен и ценен прежде всего как документ эпохи, детально воссоздававший московскую жизнь начала нэ-па. В 1925 совместно с В. Туркиным О. написал сценарий еще одной экранизации: фильм «Коллежский регистратор» (по повести А. Пушкина «Станционный смотритель», реж. Ю. Желябужский, в гл. ролях И. Москвин, В. Малиновская, Б. Тамарин), как и «Поликушка», вошел в золотой фонд отечественного немого кинематографа. В следующем году О. приступил к съемкам, уже в качестве режиссера, трехсерийного приключенческого фильма «Мисс Менд», в основу которого был положен роман М. Шагинян «Месс-Менд». Литературный источник — остроумная пародия на американский детектив — подвергся значительной переделке авторами сценария (О. и В. Сахновский), к тому же многое строилось на импровизации, что безусловно усложняло сюжет, но одновременно придавало многим эпизодам ленты свежесть и непосредственность. Будущий известный советский режиссер Б. Барнет, получивший в фильме одну из ролей, стал сорежиссером О. Кроме Барнета, в фильме был представлен блестящий актерский ансамбль: И. Ильинский, М. Жаров, В. Фогель, И. Коваль-Самборский и др. Фильм имел колоссальный успех у зрителя и довольно долго не сходил с экрана.
В конце 20-х О. много и плодотворно работал как режиссер. После постановки фильма «Земля в плену» (1928) он уехал в Германию, где приступил к съемкам совместной советско-германской («Межрабпом» и «Прометеус») экранизации пьесы Л. Толстого «Живой труп». Подбор актеров на главные и второстепенные роли предопределял успех фильма; в роли Феди Протасова снялся известный советский режиссер В. Пудовкин; с русской стороны участвовали также В. Марецкая, Н. Вачнадзе, Б. Барнет, ДВве-денский, В. Уральский; с немецкой — Мария Якобини, Густав Дисоль, Виола Гарден и др. Создатели фильма, сознательно ориентируясь на немецкого зрителя, представили на экране не Россию, а, скорее, Германию 20-х, что было особенно заметно в изобразительном решении отдельных сцен, снятых в духе немецкого экспрессионизма. Несколько трансформировался и сам образ главного героя: в трактовке О. драма идей стала мелодрамой, в результате чего получилось эмоциональное повествование о судьбе маленького человека, загнанного в тупик толпой обывателей. Немецкая пресса приняла фильм с восторгом (за рубежом он шел под названием «Законный брак»), а роль Протасова в исполнении Пудовкина была объявлена высшим актерским достижением. Однако на родине картина была воспринята довольно критически. После окончания работы над фильмом О. остался в Германии и снял там первую звуковую экранизацию романа Достоевского «Братья Карамазовы» — «Убийца Дмитрий Карамазов» («Der Morder Dimitri Karamasoff», 1931). Философское произведение русского классика преобразовалось на экране в мелодраму с роковыми страстями и эффектным драматическим финалом, в котором причудливо переплелись образы и судьбы героев из других романов писателя. Такое вольное обращение с первоисточником вполне отвечало духу западного кинематографа; О. продолжал использовать некоторые приемы советского немого кино, в том числе т. н. «русский монтаж».
В начале 30-х О. переехал во Францию и тут же включился в работу. Уже в 1932 он поставил фильм «Миражи Парижа» («Mirages de Paris»). Имея репутацию серьезного режиссера с высоким культурным и профессиональным уровнем, он с успехом работал в коммерческом кино, выпуская продукцию, которая неизменно пользовалась спросом на кинорынке. О. продолжал заниматься экранизациями, снял ленту «Амок» (1934, по одноименной повести С. Цвейга); в 1935 поручил Е. Замятину написать сценарий картины «Анна Каренина», правда, замысел остался не осуществленным. Огромным успехом пользовались поставленные им фильмы: «Пиковая дама» («La Dame de pique», 1937) и «Княжна Тараканова» («Tarakanova», 1938) с тогдашними «звездами» французского экрана Мадлен Озере и Анной Верней; неменьшая популярность выпала на ленту «Гибралтар» («Gibraltar», 1938) с Вивиан Романс и Эрихом фон Штрогеймом. Начавшаяся во Франции «странная война» прервала карьеру О. в Европе; по распоряжению тогдашней администрации он, как и многие иностранцы, был интернирован в лагерь для перемещенных лиц, где и пребывал до поражения Франции в июне 1940. Затем уехал в Марокко, оттуда перебрался в 1941 в США, а чуть позже — в Канаду. За океаном им были поставлены такие фильмы как «Music Master» (1943), «Three Russian Girls» (1944), «Whispering City» (1947).
Более чем 30-летняя творческая деятельность О. свидетельствует о разносторонности его дарований: несомненные литературные способности, высокий профессионализм его режиссуры сочетались с незаурядными качествами организатора кинопроизводства, коммерческой интуицией. О. принадлежит к числу тех, кто разрабатывал «русскую тему» на Западе, популяризировал экранными средствами классику русской литературы.
Гиоева Т. Оцеп Федор Александрович // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997. С. 479-481.