Так получилось, что рука владык лупила почему-то по творческим людям, и Николай Ходатаев в этом смысле не исключение. Он просто был одним из первых. После фильма «Органчик», (понятно, что это Салтыков-Щедрин) Николай Ходатаев вынужден был вскоре уйти из анимации навсегда. Но к счастью он не остыл к творчеству и продолжал заниматься всё-таки искусством, создавал прекрасные живописные работы.
Кстати и сам Ходатаев, вероятно, пытался быть похожим на художников Возрождения и одевался, по словам Юрия Меркулова, иногда в короткие бриджи, чулки, берет и женские туфли за неимением мужских на высоких каблуках
У него были чрезвычайно высокие художественные требования, а это самая главная причина того, что он оставил мультипликацию. Партия пыталась в те времена руководить кистью художника и карандашом мультипликатора. Очень жаль, что этот одаренный, чрезвычайно талантливый человек не сделал после сороковых годов ни одного фильма. Он умер в 1981 году занимаясь в свои почти 90 лет практически только живописью.
Однако он всё же успел сделать несколько фильмов, которые стали программными во всём советском кино. К ним относятся «Самоедский мальчик» и «Органчик».
«Самоедский мальчик» — это первая детская рисованная картина. Сюжет фильма таков: мальчик-самоед или ненец, как говорят нынче, был выброшен шаманом в океан, но его подобрали и спасли советские моряки.
Сюжет, конечно, наивен. Но в тоже время Николай Ходатаев открыл для себя и для зрителей северную культуру. Мы ее увидели, наконец, на экране, ведь в фильме использованы национальные ненецкие рисунки, резьба по кости, орнаменты северные. И все контуры и линии, слегка подсвеченные, определенные лишь тоном, контуром от пейзажного фона, напоминают скупую, но очень трогательную северную природу.
Вы можете да же заметить разницу в визуальному ряду. Эпизоды северные значительно ярче и красивее эпизодов ленинградских. И художниками на этой картине были, разумеется, сам Николай Ходатаев, и его сестра Ольга, прекрасная художница и режиссёр, а также всё те же сёстры Валентина и Зинаида Брумберг.
«Органчик» - другая сказка, по Салтыкову-Щедрину. Был некогда царь. О днях его сказано так: «бывали времена похуже, но не было подлее». Здесь такая незамысловатая, но очень впечатляющая смесь русского народного лубка (гравюры) и светской гравюры. И в итоге получается на экране замечательное, емкое и выразительное графическое произведение.
Царю принесли письмо от полицмейстера города Глупова господина Гадова, о том, что градоначальник города Глупова Фердыщенко скончался, и просьба назначить нового градоначальника.
И решает царь в старинный город Глупов послать градоначальником того, кто всех голосистей!
Надо сказать, что с лёгкой руки Николая Ходотаева подобная графика потом повторялась в огромном количестве советских мультфильмов.
Кино сделано после гражданской войны, после или в самый разгар успешной коллективизации, впечатление он должен был оказывать замечательное на жителей советской страны. Как странно все похоже на то, что было и в Советской уже России. Разумеется, этот фильм не мог иметь место в Советской действительности, хоть речь там и шла о прошлом, а явно просматривалось настоящее.
(...)
После «Органчика» Ходатаев сделал «Карьеру Фиалкина», такой типично советский фильм, и это была его последняя картина, потому что такие работы Ходатаев делать не хотел!
Это, наверное, был первый мюзикл в советском кино. Но даже в этом в принципе простом фильме, ритмически все выстроено замечательно, это настоящее кино. И законы в нем использованные, стали потом просто правилом хорошего кинематографического языка мультипликации.
И. Марголина. М. Лиховецкий. Э. Назаров. «Николай Ходатаев». Телепередача «Анимация от А до Я». Выпуск 17