По словам невестки Николая Ларисы, он никогда не расставался карандашом, рисовал всегда: стоя, сидя, гуляя, глядя из окна, у телевизора. Он зарисовал бесформенные куски материи, которые для него превращались в оживший предмет. Николай родился 9 мая 1982 года в Ростове на Дону. Закончил училище живописи, ваяния и зодчества (в последствии ВХУТЕМАС), получив диплом художника-живописца. Он продолжал учиться там же на архитектурном отделении, которое закончил в 1918 году. А с 1919 года по 1925 работал в Государственном комиссии по охране памятников искусства и старины.
В 1924 году Ходатаев вместе с Меркуловым и Зеноном Комисаренко снял первый мультфильм «Межпланетную революцию» — пародию на Аэлиту великого Протазанова.
Другая работа - «Одна из многих» — это фильм Николая Ходатаева, при участии его сестры Ольги Ходатаевой, да, и молодых еще тогда девушек- художниц Зинаиды и Валентины Брумберг. Этот фильм, снятый в 1927 году, история девушки, мечтающие о карьере Мери Пикфорд, ее путешествии в Голливуд, где она встречает всех знаменитых и популярны в то время комиков и красавцев (вроде Дугласа Фербенкса, которого его увидите). Там с ней происходят чудесные голливудские приключения, но мечты в конце концов оказывается только сном. Девушка просыпается под портретами мировых звезд.
Этот фильм мало кто видел и в 1995 году на фестивале в Аннеси, который был посвящен столетию кинематографа, зрители увидели этот фильм с необыкновенным восторгом. И после этого вся печать Франции была заполнена заметками не столько даже по поводу этого замечательно фестиваля, сколько по поводу вот этого неожиданного зрелища, этого потрясающего кино, соединяющего живую натуру и рисунки.
В нём появляются герои всех известных голливудских фильмов, только рисованному Чарли Чаплину здесь падать, наверное, менее больно. А вот на экране известный в то время фильм, да и сейчас он время от времени появляется на экране «Багдадский вор» с Дугласом Фэрбенксом. В те времена фильм «Багдадский вор» имел необыкновенную популярность на западе, да и в Советском Союзе тоже.
Это был художник, который очень любил, понимал ценил женщин. Об этом свидетельствует его галерея женский портретов. Он беспрерывно рисовал свою жену, мать свою единственного сына Константина, который тоже был очень талантливым художником. И между отцом и сыном, не раз возникали споры, споры двух принципиальных художников, обсуждавших ракурс, свет и тень и особенно это становилось драматичным, когда касалось портрета жены и матери.
«Каждый раз, вырисовывал и вырисовывал все больше её портрет, её лицо. Кусочек губ, мочку уха, кусочек шеи, кусочек лица. Он видел как бы фрагментарно. И она ему снилась 3 месяца. Он мне сам рассказывал об этой картине. И он просто ел кое как, чай пил кое-как, бегал где-то, занимался работой, но он скорее ждал времени, когда уже ляжет спать, чтобы она ему приснилась целиком. И когда он ложился спать, она стала ему являться все больше, больше, яснее. Он с ней стал встречаться уже в дневное время, беседовал с ней. И когда он дописал полностью портрет, она совершенно перестала являться. Он просто после этого в депрессию ушёл, то есть у него была такая любовь с незнакомкой»
Женщины и женские проблемы интересовали, видимо, художника сильно, и поэтому он сделал даже такой замечательный фильм, под названием «Грозный Вавила и тетка Арина». Это, если можно сказать так, первый феминистский фильм, сделанный руками мужчин.
Это лубок, сатира, конечно. Наивный, смешной. Вот 8 марта наступает и кастрюли, ведра и горшки решают освободить тетку Арину от работы сегодня: «Ты сегодня свободна, мы тебя отпускаем!».
А это вот член жен. отдела, говорит: «Пойдём же на собрание!» И вот они вместе с тёткой Ариной идут на собрание.
По дороге они встречают мужа тетки Арины:
-Куда жену тащишь?! Обедать хочу!
-На собрание!
И тянут они Арину в разные стороны.
-Что за жизнь мужичья наша, кто мне аварии щи да кашу!
И вот разгневанный мужчина идет подглядывать за женой, а там собрание и плакат висит: «Кооперация — верный путь по освобождению женщин от цепей кухни»
И разгневанный мужчина идет в школу, где собираются все женщины и берёт с собой приятеля:
— Айда баб доставать!
И тут увидел в окошке, что выступает то Арина.
«Пропали мы с тобой, Вавила, твоя Арина заговорила»
Да видимо заговорила надолго... Вот такой замечательный женский светлый путь на встречу солнцу. Этот фильм имел просто оглушительный успех в нашем сельскохозяйственном обществе.
1927 году Николай Ходатаев сделает еще один фильм, в данном случае фильм-плакат под названием «Будем зорки» в связи с ультиматумом лорда Керзона. И вот наш ответ Керзону на экране выливается в то, что мы средствами мультипликации призываем весь народ, что называется, скинуться, заплатить и таким образом, при помощи общих финансов победим всех Керзонов на свете. Фильм сделан в технике достаточно примитивной — это марионетка. Однако здесь присутствует и рисованная мультипликация, и кадры из хроники. Это первые попытки совместить несколько видов кинематографа в один.
Путь Ходатаева в искусстве был не прост, но Ходатаевские поздние фильмы говорят о том, что этот путь он успешно преодолел.
И. Марголина. М. Лиховецкий. Э. Назаров. «Николай Ходатаев». Телепередача «Анимация от А до Я». Выпуск 16