1920
9 ноября
Москва. Отъезд в Петроград, а оттуда — за границу Ольги Гзовской, Владимира Нелидова и Владимира Гайдарова «в творческую командировку». 12 ноября они прибыли в Ревель (Таллин). «За границу они попали с первой волной эмиграции, убежав из Москвы так ловко, что их хватились только тогда, когда они были уже за советской чертой; хватились потому, что в этот вечер шел очередной спектакль в МХТ с участием Гзовской „Хозяйка гостиницы“. И О. В. Гзовская очень любила рассказывать, как она хитро провела большевиков, у которых числилась в самых благонадежных, неоднократно выступая перед самим Ильичом...»
Гзовская: 154; Наш век. 1932. № 21.
Рига. Во время гастрольных выступлений Ольга Гзовская и Владимир Гайдаров получили приглашения от германской фирмы «UFA» и американской компании «Fox» приехать в Берлин для переговоров об участии в съемках.
Сегодня. 1920. 23 ноября; Гайдаров: 99; Гзовская: 158.
1921
Берлин. Приезд Ольги Гзовской, Владимира Гайдарова и Владимира Нелидова, приглашенных на переговоры о съемках. Из воспоминаний актрисы: «От переговоров с представителем „Фокс-фильм“ по поводу поездки в Америку мы отказались сразу. Что касается „УФА“, то через несколько дней раздался звонок, и директор фирмы пригласил нас приехать для переговоров. Вскоре состоялась пробная съемка в „УФА“. Нам был предложен договор. Не помню, на скольких страницах он был напечатан, да, откровенно говоря, в деловой части я плохо разбиралась, ею заведовали В А Нелидов и В. Г. Гайдаров. Был, однако, в договоре параграф, который не мог не интересовать и меня. В этом параграфе шла речь о том, чтобы мы, как обозначалось в договоре, „артисты“, обязаны были участвовать в любом сценарии, предложенном нам дирекцией „УФА“. Шло начало 1921 года. В это время ставились разные фильмы, такие, в которых изображались события тех лет в России и всячески поносилась Советская власть и большевики. Следовательно, и мы могли столкнуться с таким фильмом... Внимательно проштудировав условия договора, мы поняли, что подписывать его не имеем права. Мы просили директора подождать некоторое время ответа, так как на несколько дней предполагали уехать из Берлина. Он согласился. В тот же день мы взяли билеты и направились в Дрезден...» Из воспоминаний актера: «На следующий день в одно из почтовых отделений Дрездена было сдано заказное письмо: в нем мы сообщали, что договора подписать не можем в силу таких-то и таких-то причин... Дела наши и настроение были неважными».
Гзовская: 159; Гайдаров: 106-107.
Берлин. Собрание, посвященное организации Русского клуба. Он призван «объединить чрезвычайно разбросанную русскую колонию». В числе учредителей — Ольга Гзовская, Елена Полевицкая, Осип Рунич, Макс Максин и др.
Голос России. 1921.18 марта.
2 мая
Берлин, «Вечер русского искусства», организованный Союзом русских журналистов и литераторов с участием Ольги Гзовской, Елены Полевицкой, Веры Каралли, Александра Александровского, Владимира Гайдарова, Ришарда Болеславского, М. Полякина и др.
Голос России. 1921.16 апреля; Руль. 1921. 16 апреля; Янчевский: 107.
6 июля
Берлин. Организация Русского передвижного художественного театра под управлением Ольги Гзовской и Владимира Гайдарова. Поначалу организаторы планировали открыть при нем учебную театральную студию, но вскоре вынуждены были отказаться от этого проекта: «Говоря правду, молодежь не оправдала наших надежд: среди них были либо избалованные дети когда-то богатых родителей, либо молодые люди, никогда ранее отношения к театру не имевшие».
Руль. 1921. 6 июля; Гзовская: 160.
22-24 сентября
Берлин, Gesellschaft der Freude, Открытие Русского передвижного художественного театра — спектакль «Саломея» по О. Уайльду (реж. Владимир Гайдаров; с участием Ольги Гзовской, Николая Асланова, Ивана Булатова, Владимира Гайдарова, Марии Егоровой, Раисы Лорк, Александра Александровского и др.). Из отзыва: «Спектакль этот разочаровал всех — и участников, и зрителей. Налицо была полная режиссерская беспомощность. Вся „Саломея“ представляла собой какую-то мозаику стилей, где нашло себе место все, начиная от натуралистической группы евреев, кончая рабынями с жестами по Таирову...
После такой неудачи Передвижной художественный театр не был спасен и следующим, более удачным спектаклем— испытанной для Гзовской „Хозяйкой гостиницы“ ... Дело, которое поначалу сулило очень много, распалось. Гзовская уехала из Берлина, актеры занялись кино...» Из мемуаров актрисы: «Не стоит об этом говорить много — ведь театр не являлся для нас источником существования... Я получила приглашение участвовать в фильме „Интриги мадам Поммери“ (по роману Дидро), который прошел с успехом, а с В. Г. Гайдаровым известный режиссер Джо Май заключил договор на участие в фильме „Трагедия любви“. Это давало нам возможность вполне спокойно взирать на будущее».
Время (Берлин). 1921. 5 сентября; Руль. 1921. 23 сентября; Театр и жизнь (Берлин). 1921. М 1/2; Офросимов: 142-144; Гзовская: 161.
Берлин. Начало съемок фильма «Интриги мадам де Поммери» с участием Ольги Гзовской, Лидии Потехиной, Ивана Булатова, Юрия Юровского и др.
Руль. 1921. 30 октября.
Конец года
Мюнхен. Возвращение с театральных гастролей по Чехословакии Ольги Гзовской и Владимира Гайдарова, немедленно приступивших к съемкам в киностудии «Emelka-Film A. G.». Из воспоминаний театрального критика: «В эмиграции „красное прошлое“ сразу было отметено в сторону. Гзовской и Гайдарову удалось получить сумму денег у одной из беженских организаций на устройство театра и студии, но затея постыдно провалилась, плакали денежки... и тогда славная пара ударилась в крайнее черносотенство, переселясь в Мюнхен, приняв чуть ли не „марковскую“ ориентацию. Именно к этому периоду относится выселение известного русского актера Р., без всяких оснований обвиненного не без содействия славной пары в большевизме — без всяких на то оснований...»
Гзовская: 161; Наш век. 1932. № 21.
1922
Берлин, Tauenzien—Palast. Премьера картины «Интриги мадам де Поммери» / «Die Intrigen der Madame de la Pommeraye» (реж. Фриц Вендхаузен; с участием Ольга Гзовской, Лидии Потехиной, Ивана Булатова, Юрия Юровского, Михаила Чернова и др.). Из отзыва: «Вся картина выдержана в стиле позднего рококо... Главную роль играла О. В. Гзовская, впервые выступающая перед европейской публикой в качестве кинематографической актрисы. Весь стиль эпохи, начиная с походки, реверансов, жестов и кончая олицетворением внутренних переживаний, передан артисткой с строгим сознанием художественного такта... Хорошо получились в эпизодических ролях г-жа Потехина, гг. Булатов, Юровский и Лев Чернов».
Руль. 1922.21, 27, 29 января; Время (Берлин). 1922.30 января.
Начало сентября
Берлин. «На состоявшемся собрании пайщиков „Atlantic-Film GmbH“ постановлено переименовать фирму в „Atlantic-Charitonoff-Film GmbH“, которая в ближайшее время начинает съемки кинодрамы „Псиша“ из времен крепостного права. В главных ролях: О. Гзовская, О. Рунич, М. Тарханов, Е. Хованская, М. Чернов, А. Мурский. Режиссер Н. П. Маликов».
Руль. 1922. 30 августа, 3, 7 сентября; Голос России. 1922. 14, 22 сентября.
30 сентября
Берлин. «Одесситы Арк. Бойтлер и Мих. Чернов (брат Рунича) приглашены обществом „Турман-фильм“ для ряда фильмовых гротесков. Гзовская снималась для о-ва „Декла-Биоскоп“ в фильме „Интриги г-жи де ля Поммери“ для России. Вера Каралли — в „Мести женщины“ для той же фирмы».
Фото-кино. 1922. № 1.
1923
Весна — начало лета
Мюнхен. «Иосиф Николаевич Ермольев: крупнейшее ателье в Германии! Постоянное производство постановочных картин с участием Рунича, Гзовской, Гайдарова. Фабрика пленки!»
Кино-эхо. 1923. № 1.
16 августа
Берлин, UFA Lichtspiele Tauenzien Palast. Премьера фильма «Псиша, танцовщица Екатерины». Из отзывов:
«В режиссерском отношении картина поставлена скромно. То, что возможно при постановке картины камерного характера, является большим минусом в картоне, по существу обстановочной, где есть возможность развернуться режиссерскому творчеству. В остальном постановка Н. П. Маликова аккуратная, чистая, предоставляющая большой простор актерской индивидуальности... Чисто технически режиссером в достаточной мере использовано чередование и параллельное развитие действия... Из исполнителей на первом месте Степанида — Хованская. Роль крепостной фаворитки, хитрой и распутной, была проведена ею ярко и выпукло. Госпожа Хованская, несомненно, крупное приобретение для экрана. Хорош был также г. О. Рунич в роли танцора домашнего помещичьего балета Ивана Плетня, создав трогательный и правдоподобный образ. Сочный бытовой тип дал г. Тарханов в роли помещика Калугина. К сожалению, актер слишком нажимал на педали и моментами чрезмерно переигрывал. Слабее была г-жа Гзовская в роли Псиши. Внешний облик артистки был бледен. Артистка к тому же не смогла выявить всей той гаммы переживаний и задушевности, которую Юрий Беляев вложил в свой любимый образ. Самым слабым моментом картины было исполнение Черновым роли старшего охотника Турки — грозы всех крепостных, любимца помещика. За истекший год русская кинематография в эмиграции сделала большой шаг вперед, и «Псиша» останется в памяти как этап борьбы за признание русского искусства за границей... Оправданы ли надежды, возлагавшиеся на «Псишу»? И да, и нет. Оправданы, потоку что картона вышла чистой, опрятной, без утрировок, почти неизбежных в кинематографе. Не оправданы, потоку что почто все исполнители, и среди них исполнительница заглавной роли О. Гзовская — оказались беспомощными фильмовыми артистами, не усвоившими специфической техники экрана. Изумительно, как Гзовская, эта незабываемая Псиша на сцене, оказалась неубедительной, даже скучной на экране. Лучше была ее соперница Хованская, едва ли не единственная, отвечавшая требованиям кинематографа. Малоудачен, хотя тоже привлекателен, Рунич... Тарханов дал даже больше, чем требует кинематограф, и переигрывал немилосердно. Недоигрывал Чернов — совершенно пассивный и безразличный... Беляевская «Псиша» ни автором сценария, ни режиссером не использованы; постановка отличается опасной для кинематографа скромностью, граничащей, правда редко, с убожеством. Поэтому нельзя, просмотрев картину, отделаться от некоторого чувства однообразия и скуки... Технически картина выполнена четко, жаль только, что такою же чистотой не отличалась и сопровождающая музыка: умопомрачительный винегрет из Глинки, русских народных песен и модных куплетов, сыгранных от начала до конца в похоронном темпе».
Руль. 1923. 16, 21 августа; Дни. 1923. 25 августа.
Осень
Мюнхен. Владимир Гайдаров и Ольга Гзовская снимаются в фильмах «Падение Трои» («Прекрасная Елена») и «Жулик против воли», съемки которых проходили с большими перерывами до поздней осени.
Гайдаров: 123-129; Гзовская: 162.
Конец декабря
Мюнхен, Emelka Atelier. Георгий Азагаров приступил к съемкам павильонных эпизодов фильма «Любите жизнь!» по собственному сценарию и с участием Владимира Гайдарова, Ольги Гзовской, Елены Маковской и др.
Руль. 1923. 28 декабря.
1924
15 апреля
Берлин. «На днях ожидается выпуск новой кинокартины Георга Азагарова „Любите жизнь!“. В главных
ролях — Ольга Гзовская и Вл. Гайдаров».
Кино (Москва). 1924. № 16.
Август
Мюнхен. «Вл. Гайдаров и Ольга Гзовская участвуют в качестве киноартистов в новой картине „Двойник
Эмиля Шнепфе“ , которую ставит Бавария-Фильм».
Ани. 1924. 28 августа.
10 октября
Берлин. Премьера фильма «Любите жизнь» / «Liebet das Leben» (реж. Георгий Азагаров; с участием Ольги Гзовской, Елены Маковской, Владимира Гайдарова и др.).
27 февраля
Берлин. Премьера фильма «Авантюрист поневоле» / «Hochstapler wider Willen» (реж. Геза фон Больвари;
с участием Ольги Гзовской, Владимира Гайдарова и др.).
1925
Начало апреля
Париж. Приезд из Берлина «известных киноартистов г-жи Гзовской и г. Гайдарова».
Русская газета (Париж). 1925. 11 апреля.
5 мая
Берлин, Литературно-художественный кружок. Вечер-бал Союза русских сценических деятелей в Германии с участием Ольги Гзовской, Владимира Гайдарова и др.
Руль. 1925. 29 апреля.
1926
11 апреля
Берлин, Staats Opera. Творческий вечер Ольги Гзовской и Владимира Гайдарова.
Руль. 1926. 8, 13 апреля.
1929
15 апреля
Берлин, Kleines Theater. Гастрольный спектакль Ольги Гзовской и Владимира Гайдарова.
Руль. 1929. 10 апреля.
Янгиров Р. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья. Т. 1. 1918-1929. М., 2010.