ГЗОВСКАЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА (1889 — 1962) — актриса театра и кино.
Из помещичьей семьи. Училась в Императорском Театральном училище. По окончании (1905) работала в Московском Малом театре, где прославилась блестящим исполнением роли Беатриче («Много шума из ничего» В. Шекспира). С 1910 Гзовская — актриса МХТ: Катерина Ивановна в инсценировке «Братьев Карамазовых» и Офелия в «Гамлете» — знаменитой постановке Гордона Крэга. Станиславский, угадав «характерность» как основу сценического дарования актрисы, ставит специально для нее «Трактирщицу» Гольдони: «В этом спектакле я хочу дать театру не пьесу, а артистку». Этот спектакль выдержал на подмостках театра более 100 постановок.
Об известности Гзовской к моменту ее дебюта в кино (осень 1915) можно судить по анонсу: «Наконец-то! О чем уже давно мечтали, чего многие усиленно добивались — ДОСТИГНУТО!!! ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ГЗОВСКАЯ, лучшая русская артистка, премьерша Московского Художественного театра, подписала контракт на три исключительно ярких художественных постановки, за участие в которых получает 20 000 рублей» (Юж. 1915. № 9/10. 1).
В первом из этих трех фильмов — «Маре Крамской» (1915) — Гзовская не только исполнила главную роль, но выступила также в качестве сценаристки и фактического постановщика. Если верить рекламе Р. Перского, А. Стахович, А. Бенуа и М. Добужинский отозвались о фильме восторженно; рецензент же «Проектора» разгромил сценарий, в особенности его финал «в бульварно-драматическом вкусе», отметив все же: «<...> г-жа Гзовская успела показать, что ей понятен язык экрана и приемы его творчества» (Пр. 1915. № 4. 10). Впечатление А. Блока: «В притоне: это припухшее лицо, эти несмотрящие глаза, опустившиеся жалкие веки; какая-то циничная фраза, грубо брошенная в сторону; как бросилась и заслонила, как упала. Вот — почти совершенное создание искусства».
В 1916 Гзовская подписывает контракт с И. Ермольевым. В течение двух с половиной лет его фирма выпустила 11 фильмов с ее участием. Каждая роль Гзовской в кино привлекала внимание прессы, хотя оценки подчас бывали противоположными: «жизненность исполнения», «какая-то исключительная задушевность и теплота»; «умеет быть разной <...> в пределах одной части, даже отдельной сцены»; «сколько тонких переходов, нежных нюансов, художественных деталей!»; «Слишком недостает ее игре внутренней силы, нервной сосредоточенности, и этот недостаток настоящего драматического темперамента <...> не может быть возмещен той любовью к позе и только позе, которую склонна проявлять артистка»; «„Женщина с кинжалом“ — это даже не пьеса. Это просто каприз хорошенькой женщины, желающей показаться последовательно в современном туалете, в античном костюме и, наконец, по возможности, без костюма» (Вероник. — Пег. 1916. № 6/7. 81–83).
В 1918 Гзовская вместе с В. Гайдаровым разрывает контракт с Ермольевым и переходит в фирму «Русь» М. Трофимова. Из трех фильмов, поставленных этой фирмой с участием Гзовской («Иола», «Метель» по Пушкину и «Сорока-воровка» по Герцену), лучшим, по отзывам современников, был последний. В этой экранизации (реж. А. Санин, 1920) актрисе удалось глубоко и ярко воплотить «трагический образ крепостной актрисы, одаренной и благородной русской женщины» (М. Алейников).
В 1920 Гзовская и Гайдаров уезжают за границу. Они много выступают в театральных постановках, концертируют, снимаются в кино в разных странах Европы, избрав постоянным местом жительства Берлин. Только за три года (1922–1924) в Германии вышло 4 фильма с участием актрисы. Начиная со второй половины 20-х годов, актерская пара упорно добивалась разрешения на приезд в СССР и возможности открытия там собственной киношколы, однако реакция на эти предложения со стороны советской кинематографической общественности была однозначно негативной, как, например, у консультанта киносекции ВОКС П. Аташевой, считавшей, что из-за принадлежности «скорее к кругам эмиграции» и приверженности «школе Веры Холодной» учиться у актерской пары «нашим киноработникам» нечему (ГА РФ. Ф. 5283. Оп. 9. Ед. хр. 61. Л. 9). В конце концов ходатайства увенчались разрешением вернуться в страну, где Гзовская обнаружила, что работа на драматической сцене для нее невозможна. Многие годы она вела, однако, активную концертную деятельность, сочетая ее с педагогическими занятиями, эпизодическими киносъемками и мемуаристикой (см. Гзовская, 1976). Самой крупной работой актрисы в советском кино стала главная роль в фильме «Степные песни» (1933), повествовавшем, словами аннотации, «о росте революционных настроений трудового крестьянства украинской деревни в годы Первой мировой войны».
Из 17 русских фильмов, в которых снялась Гзовская до 1920, к сожалению, сохранился лишь один — «Горничная Дженни» [№ 270], а также небольшой фрагмент картины «И тайну поглотили волны» [№ 228].
Мыльникова В., Янгиров Р. О. В. Гзовская // Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908–1919) / Сост. В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян. Р. Янгиров. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 501-503.