Любовь Аркус
«Чапаев» родился из любви к отечественному кино. Другого в моем детстве, строго говоря, не было. Были, конечно, французские комедии, итальянские мелодрамы и американские фильмы про ужасы капиталистического мира. Редкие шедевры не могли утолить жгучий голод по прекрасному. Феллини, Висконти и Бергмана мы изучали по статьям великих советских киноведов.
Зато Марк Бернес, Михаил Жаров, Алексей Баталов и Татьяна Самойлова были всегда рядом — в телевизоре, после программы «Время». Фильмы Василия Шукшина, Ильи Авербаха и Глеба Панфилова шли в кинотеатрах, а «Зеркало» или «20 дней без войны» можно было поймать в окраинном Доме культуры, один сеанс в неделю.
Если отставить лирику, «Чапаев» вырос из семитомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», созданной журналом «Сеанс» на рубеже девяностых и нулевых. В основу этого издания был положен структурный принцип «кино и контекст». Он же сохранен и в новой инкарнации — проекте «Чапаев». 20 лет назад такая структура казалась новаторством, сегодня — это насущная необходимость, так как культурные и исторические контексты ушедшей эпохи сегодня с трудом считываются зрителем.
«Чапаев» — не только о кино, но о Советском Союзе, дореволюционной и современной России. Это образовательный, энциклопедический, научно-исследовательский проект. До сих пор в истории нашего кино огромное количество белых пятен и неизученных тем. Эйзенштейн, Вертов, Довженко, Ромм, Барнет и Тарковский исследованы и описаны в многочисленных статьях и монографиях, киноавангард 1920-х и «оттепель» изучены со всех сторон, но огромная часть материка под названием Отечественное кино пока terra incognita. Поэтому для нас так важен спецпроект «Свидетели, участники и потомки», для которого мы записываем живых участников кинопроцесса, а также детей и внуков советских кинематографистов. По той же причине для нас так важна помощь главных партнеров: Госфильмофонда России, РГАКФД (Красногорский архив), РГАЛИ, ВГИК (Кабинет отечественного кино), Музея кино, музея «Мосфильма» и музея «Ленфильма».
Охватить весь этот материк сложно даже специалистам. Мы пытаемся идти разными тропами, привлекать к процессу людей из разных областей, найти баланс между доступностью и основательностью. Среди авторов «Чапаева» не только опытные и профессиональные киноведы, но и молодые люди, со своей оптикой и со своим восприятием. Но все новое покоится на достижениях прошлого. Поэтому так важно для нас было собрать в энциклопедической части проекта статьи и материалы, написанные лучшими авторами прошлых поколений: Майи Туровской, Инны Соловьевой, Веры Шитовой, Неи Зоркой, Юрия Ханютина, Наума Клеймана и многих других. Познакомить читателя с уникальными документами и материалами из личных архивов.
Искренняя признательность Министерству культуры и Фонду кино за возможность запустить проект. Особая благодарность друзьям, поддержавшим «Чапаева»: Константину Эрнсту, Сергею Сельянову, Александру Голутве, Сергею Серезлееву, Виктории Шамликашвили, Федору Бондарчуку, Николаю Бородачеву, Татьяне Горяевой, Наталье Калантаровой, Ларисе Солоницыной, Владимиру Малышеву, Карену Шахназарову, Эдуарду Пичугину, Алевтине Чинаровой, Елене Лапиной, Ольге Любимовой, Анне Михалковой, Ольге Поликарповой и фонду «Ступени».
Спасибо Игорю Гуровичу за идею логотипа, Артему Васильеву и Мите Борисову за дружескую поддержку, Евгению Марголиту, Олегу Ковалову, Анатолию Загулину, Наталье Чертовой, Петру Багрову, Георгию Бородину за неоценимые консультации и экспертизу.
На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку фильм и исполнитель главной роли Леонид Быков были удостоены первой премии.
О подвиге, верности, интернациональном братстве советских людей, о неистребимом стремлении людей к творчеству, красоте, противостоявших жестокости и разрушению, который нес фашизм, — правдиво и взволнованно рассказывает этот фильм.
В основу сценария легли воспоминания прославленных летчиков Советского Союза, подлинные события времён Великой Отечественной войны.
Герои фильма — юные летчики, со школьной скамьи шагнувшие в суровые будни жесточайших из войн. Они были молоды, и вместе с готовностью к подвигу в их сердцах жила потребность в шутке и песне.
...Хитрющий умница командир эскадрильи капитан Титаренко, подбирая себе новичков и помня, что «после боя сердце просит музыки вдвойне», так и говорил: «Пилотом можешь ты не быть — научим, а музыкантом быть обязан». Едва появлялась новая мелодия, как её подхватывала весёлая эскадрилья. А задорная огневая «Смуглянка» стала, гимном боевых соколов. Много событий вместит этот год в жизни «желторотиков» — Смуглянки, Ромео, Кузнечика, как ласково прозвали молодых лётчиков Бекаревича, Сагдуллаева и Иванова «ветераны». Роли исполняют: Леонид Быков (Титаренко), Сергей Подгорный (Смуглянка), Сергей Иванов (Кузнечик), Рустам Сагдуллаев (Ромео), Евгения Симонова (Маша), Ольга Матешко (Зоя), Владимир Талашко (Скворцов), Виктор Мирошниченко (комполка), Алексей Смирнов (Макарыч), Алим Федоринский (Алябьев) и другие.
Оператор-постановщик В. Войтенко. Художник-постановщик Г. Прокопец. Композитор В. Шевченко.
Производство киностудии имени А. П. Довженко.
Леонид Быков — о фильме
Заслуженный артист РСФСР и УССР Леонид Быков хорошо известен зрителю как актер, меньше как режиссер. Он поставил комедию «Зайчик» и телефильм «Где вы, рыцари». Созданные им на экране образы — Максим Перепелица из одноименного фильма, Петя Мокин из «Укротительницы тигров», Алеша из фильма «Алешкина любовь», Акишин из «Добровольцев». Несмотря на разность характеров, роднят присущий им мягкий юмор, лиризм, ненавязчивая доброта, искренность. Эти же качества во всей их полноте свойственны и самому Леониду Федоровичу. Он, по свидетельству всех работавших над фильмом «В бой идут одни „старики“», был его вдохновителем и душой, и в его режиссёрском почерке зритель легко узнает Быкова — актёра, почувствует обаяние его человеческой индивидуальности. Глубокая народность образов, созданных Быковым на экране, присуща и героям фильма «В бой идут одни „старики“». Вот что рассказывает режиссёр о работе над фильмом, о рождении его замысла:
«Почему героями мы выбрали именно лётчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полётах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии.
Разговаривая с лётчиками, участниками боёв, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят.
В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену.
Так родилась тема „В бой идут одни „старики““. И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: „Когда говорят пушки, музы молчат“. Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои „второй, поющей эскадрильи“ любят повторять: „Войны преходящи, музыка вечна!“. Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке.
Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой-трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: „Да это было так“».
Быков Л. // Московская кинонеделя. 1974г.