Тема памяти о незабываемом и определяет принцип сопряжения образов в киноленте «Звездопад». События фильма не выходят за рамки означенного времени, но поэтический комментарий (режиссер читает фрагмент стихотворения О. Берггольц «Бабье лето», написанного в 1960 году) дает возможность ощутить значительную историческую дистанцию, которая позволяет вернуться в далекое прошлое, в юность и в годы войны, по-настоящему понять все, о чем напоминает память.
Проходит пора звездопада
И, кажется, время навек разлучаться…
…А я лишь теперь понимаю, как надо
Любить, и жалеть, и прощать, и прощаться…
Значение этих первых кадров и слов символично: сама интонация стиха, слова «лишь теперь понимаю», настраивают на ожидание авторской исповеди.
Важно, что Шнитке выводит весь музыкальный материал, всю драматургию киномузыкальной партитуры «Звездопада» из одного интонационного зерна, обращаясь к испытанному приему монотематического развития: «Я постоянно стараюсь иметь некую сквозную линию, которая держится либо на монотематизме, либо на нескольких темах, но как-то соединенных, где-нибудь взаимодействующих, чтобы был чисто музыкальный порядок в этом деле». Сопряжение двух интонаций, образованных мелодическими интервалами малой секунды и малой терции, становится тем мелодическим основанием, на котором формируется основной музыкальный материал. Этот «малый лейткомплекс» имеет восходящее направление движения, при этом интервальные «шаги» отличает ровное, лапидарное звучание. Здесь словно проявляются разные свойства изначального текстологического комплекса: с одной стороны, явственна интонация вопроса, но и поступенного движения ввысь; с другой – некая застылость, неотвратимость «шагов», словно бы зеркального отражения символа смерти – средневековой секвенции «Dies irae».
Большое значение для раскрытия лирических образов партитуры Шнитке к фильму «Звездопад» имеет лейттема воспоминаний: тема-аллюзия на русский народно-песенный материал. Обращение Шнитке к народной музыкальной сфере обусловлено подкреплением идеи сближения разновременных событий (образы воспоминаний Миши о детстве, проведенном в деревне под Красноярском).
В мелодии широкого дыхания, с включением секвенций, подчеркнута игра мажоро-минорных красок, возникает и эффект дуэта-согласия (удвоение в терцию и сексту). В сопряжении музыкальных образов войны и мира, соответствующих сюжетному развитию, важна идея «вторжения» лейтгармонического комплекса войны и мотива судьбы в лирическую сферу (например, в №15).
Повторим сказанное: в раскрытии музыкальной концепции кинопартитуры большое значение имеет тембровая драматургия. Каждое новое проведение лирических лейттем, взаимосвязанное с определенной ситуацией, звучит по-разному: композитор выписывает состав инструментов для повторения фрагмента. При этом явственна тембровая (смысловая) эволюция музыкального образа прощания от светлого звучания в тембрах деревянных духовых инструментов, через раскрытие лирической основы благодаря струнным к провозглашению темы в тембре медного инструмента, трубы – как знака, направляющего ко времени войны.
Особую значимость обретает «У дома Лиды», в котором лейттема прощания звучит у ударных инструментов – колоколов, вибрафона, маримбы. Музыкальный ритмо-комплекс, характеризующий атмосферу войны, предстает в кинопартитуре в сочетании тембров ударных инструментов (литавры, том-том, колокол, чембало) и электрогитары.
Как уже отмечалось, в партитуре контрастные сферы четко разграничены и по ладотональному принципу: темы войны звучат в миноре g-moll, тогда как тема-цитата любви проходит в тональности Des-dur, как в побочной партии «Ромео и Джульетта» Чайковского, и в D-dur. Лейттема воспоминаний предстает в соотнесении мажоро-минорных красок (C-dur – c-moll).
Подчеркнем и значение импровизационных эпизодов (в том числе, в партии флексатона), движение тематизированных волн-пассажей кларнета, клавесина и арфы в разных эпизодах фильма, создающих ощущение особой шумо-звуковой атмосферы военного времени.
Как же можно определить жанровую основу этой кинопартитуры? Вероятно, как своеобразную поэмную композицию, в которой нашли претворения приемы сопряжения контрастных образов, имеющих общее основание. Через войну, наперекор войне проходит тема любви. Через прошлое (цитата из музыки Чайковского, народно-песенная тема) восстанавливается настоящее.
Мирошкина А. «КИНОМУЗЫКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ» 17.00.02 - Музыкальное искусство.