Шнитке оказался близок метод работы режиссера с материалом, сам ассоциативный принцип согласования эпизодов-кадров, их подчинение главной идее, выход за рамки последовательного повествования, усложнения жанровой основы фильма. В нем есть и элементы исторической хроники, и биографического жанра, и философской притчи, и военного романа. Здесь время — над временем. Здесь крупный план — совесть, душа, сердце человека (художника), ответственного за судьбу своей страны. Фильм словно бы «воссоздан по кусочкам», при этом панорама оказывается масштабной, густонаселенной, а эпическое начало — преобладающим. О духовной стойкости, мужестве, сопричастности истории, о потерях и обретениях, о силе любви и подлости, ненависти — «Дневные звезды». Первые кадры — зимняя панорама блокадного Ленинграда. Интересно их цветовое решение: вместо ожидаемого белого снега — серые, коричневые тона, сами лица людей из-за неестественного серого цвета кажутся безжизненными, омертвевшими. Перед зрителем открывается страшная картина разрушенного города, с «застывшими» трамваями, измученными людьми. На этом ужасном, натуралистическом фоне кажется неуместной музыка Концертного вальса № 1 А. Глазунова, доносящаяся из черного репродуктора. Красивый, до боли знакомый лирический вальс воспринимается как диссонанс, «голос» из мирного прошлого (или будущего). Но его звучание не только контрастирует с визуальным рядом, оно весьма символично: вальс — это «живой голос» взятого в кольцо, но не сдавшегося Ленинграда. Приступая к созданию музыки к фильму «Дневные звезды», Шнитке уже накопил определенный опыт работы в кинематографе, сотрудничая с разными режиссерами художественных и документальных лент.
Вместе с тем, фильм «Дневные звезды» стал этапным для Шнитке как мастера, серьезно работавшего в кинематографе: «именно фильм ―Дневные звезды помог мне понять драматургическую значимость музыки в кино. Я увидел, как музыка может влиять на конструкцию фильма, а в итоге на его восприятие. Музыка способна служить как бы незримой опорой драматургической конструкции: отмечать кульминации, разделы в картине»
В основе киномузыкальной партитуры фильма «Дневные звезды» — система лейтмотивов, характеризующих контрастные образные сферы. Воссоздавая исторические события разного времени, «оживающие» в воспоминаниях главной героини, композитор выделяет несколько главных тем. Одна из них — тема шарманки — хрупкий, почти «игрушечный», вальс (в трехчастной форме da Capo)
Этот «воздушный» вальс возникает словно бы из прошлого и вызывает в памяти воспоминания о пережитом. Его появление в партитуре и фильме можно уподобить повороту винта, благодаря которому и происходит переключение действия в разные временные плоскости. Помимо этого, музыка шарманки «подсказывает», что все события фильма — факт художественного творчества. Появление этой темы связывается с детскими годами героини, воспоминаниями о жизни в Угличе, о дуге с валдайскими колокольчиками, о сестре Муське.
Лейтобразы шарманки, валдайских колокольчиков, Муськи — составляют одну разнообразно представленную образную сферу партитуры Шнитке, при этом они объединены общим тональным центром — g-moll. Семантику этой тональности, касаясь творчества Шнитке, Е. Чигарева трактует как «агрессивное разрушительное начало». Однако данный музыкальный и образный материал — совсем иного свойства. Здесь, скорее, показано то, что разрушается, уничтожается (может быть уничтожено) во время войны. С другой стороны, тональность g-moll в партитуре и в фильме подчеркивает ощущение тревоги, нарушающей мир детства. Все три темы интонационно и темброво родственны.
В партитуре Шнитке музыка, раскрывающая мир детства героини и образы-символы России, определяет характер большей части номеров (из четырнадцати — десять). Вместе с тем, большое значение имеют образы, связанные с темой трагической судьбы России, ее исторического прошлого. Важное значение имеет краткий, как бы «замкнутый» лейтмотив судьбы России. Основанный на интонациях восходящей большой секунды с последующим ее противодвижением-заполнением
Мирошкина А. «КИНОМУЗЫКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ» 17.00.02 - Музыкальное искусство.