На рубеже 1960-1970-х годов возник, оказавшийся весьма плодотворным, творческий союз А. Шнитке и режиссера Ю. Карасика. Их совместные работы — «Шестое июля» и «Чайка» — заметно выделяются среди кинопроизведений того времени и, во многом благодаря музыке Шнитке, открывают новые подходы к раскрытию как революционной темы, так и к остро звучащей проблемы художник и время. В фильме «Шестое июля» события недавнего прошлого рассмотрены с точки зрения произошедших в стране перемен, словно бы с позиции будущего времени. Поэтому здесь важен подтекст, связанный с глубоко нравственными проблемами истории. Соответственно, особую функцию выполняет музыка, «корректирующая» смысл происходящего.
Одна из главных лейттем в творчестве режиссера — личность в истории — получила своеобразное воплощение в фильме «Шестое июля». Вместо пафосного, декларативного, чисто внешнего описания событий, здесь показан внутренний мир человека, который стал вождем революции. Камера словно бы фиксирует те эмоциональные переживания, которые испытывает незаурядный человек в момент драматических событий в жизни страны, связанных с левоэсеровским мятежом. Мы видим Ленина в домашних обстоятельствах, наедине с самим собой.
Специфика картины «Шестое июля» определила и ее музыкальный ряд: он основан на развитии контрастных тем-комплексов, характеризующих само время «раскола». Наиболее значима тема революционного переворота, она звучит как «крик»: в унисон четырех труб вторгаются широкие скачки, сочетаемые с квартовыми интонациями (триоли четвертями). В результате возникает тревожно-напряженная маршевая тема, которая открывает фильм, вводит в его атмосферу и напоминает о себе на всем протяжении картины.
Ядро темы, первые три такта, становится основным лейтмотивом, который появляется в наиболее важные моменты действия, в эпизодах-комментариях во время показа текста в титрах, звучит во время принятия решения послать одного из сторонников революции К. Данишевского за помощью в латышскую дивизию. Драматургически важный, кульминационный момент действия — вход в город латышской дивизии — подчеркнут звучанием развернутой музыкальной темы революционного переворота.
В «Увертюре» формируется и другой комплекс музыкальновыразительных средств, связанный с авторским отношением к происходящим историческим событиям — лейтмотив времени. Он «комментирует» кадры кинохроники, воссоздающие эпизоды Гражданской войны: в оркестре звучит жесткий, диссонирующий хорал (сопряжение аккордов на расстоянии малой секунды), перерастающий в хроматические кластеры. В фильме кластерные комплексы связаны с драматическими событиями и появляются вместе с титрами на экране («Эсеры захватили телеграф», «Эсеры захватили электростанцию»).
Укажем на интонационное родство, казалось бы, противоположных тем — маршевой и хоральной, в основе которых лежит начальная малосекундовая интонация темы революционного переворота. Так осуществляется внутреннее родство музыкальных образов, обусловленное общностью идеи раскрытия революции как трагического явления в истории России. При этом введение хорала словно бы раздвигает рамки конкретного времени, обращает к духовному осмыслению происходящего.
Фильм постепенно «насыщается» музыкой, которая выходит едва ли не на первый план в кульминационной зоне, расположенной в точке золотого сечения («Латышская дивизия»). Напряженность ситуации достигает своего апогея, политический конфликт двух сторон (эсеров и большевиков) приводит к военным действиям. Особым визуально-музыкальным решением выделяются выступления И. Арманд, А. Луначарского, М. Фрунзе, А. Бубнова, В. Карпова: звучат (заглушают?) пронзительные гудки, перерастающие в диссонантные созвучия.
Тем самым композитор усиливает тревожную атмосферу происходящего, и, словно бы «перечеркивает» фальшивые лозунги. Музыкально значим тот момент, когда Данишевский прорывается сквозь охрану отряда эсеров, в партитуре возникает эпизод, основанный на развитии интонаций темы революционного переворота, характер которой усилен благодаря обилию диссонирующих аккордов, наталкивающихся на паузы, и настойчивому остинато в партии фортепиано.
Мирошкина А. «КИНОМУЗЫКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ» 17.00.02 - Музыкальное искусство.