Свет кинематографа впервые заблистал от братьев Люмьер во Франции и оттуда широкими концентрическими кругами распространился по всему миру.
Однако центр кинематографической жизни является до сих пор подвижным, ибо когда-то мы восхищались обстановочными лентами итальянцев, потом сверхиндустриальными трюками американцев, затем психологическими фильмами немцев или скандинавцев, но в этом поступательном движении кино... Россия отсутствовала.
А между тем дореволюционная Россия с такой быстротой росла и ширилась в области кинематографии, что своей самобытностью и оригинальностью, несомненно, получила бы мировое значение, но судьба решила иначе, и теперь, в тисках «советизма» русский кинематограф является слабым отблеском своих блистательных достижений в прошлом.
Пионером русской кинематографии, по всей справедливости, нужно признать И.Н. Ермольева, который первый понял, как важно для успеха киноискусства соединить очарование природы с талантом актера, и его фильмы до сих пор не потеряли своей обаятельности.
И достаточно вспомнить Римского, Протазанова, Волкова, Лошакова и др., чтобы оценить огромное значение художественных достижений И.Н. Ермольева в русском кино.
Но кроме того, И.Н. Ермольев в организации кинематографического дела в России явился настоящим американцем, и можно сказать, что он развил свое дело не только не жалея затрат, но и не щадя живота своего...
Здесь, за границей, имя И.Н. Ермольева широко известно, не только в кино-художественном мире, но и в самых разнообразных кругах всех тех, кто соприкасается с современной кинематографией.
Несомненно, что такая крупная величина, как И.Н. Ермольев, в конечном итоге получила всеобщее признание, и не мудрено, что при всей «холодности» к иностранцам, да еще русским, И.Н. Ермольев занял почетное место в мировом предприятии, подобном «Парамаунту», где он является фактическим руководителем парижского производства.
Стремление к творчеству на путях искания не покинуло И.Н. Ермольева за границей и сейчас о нем опять заговорил весь Париж в связи с постановкой новой чудесной фильмы «Тысяча вторая ночь», автором которой является И.Н. Ермольев.
В талантливых руках И.Н. Ермольева эта грядущая новинка франизированного русского киноавтора несомненно откроет русским артистам, художникам, музыкантам не проторенную, а новую широкую дорогу к тем достижениям русского искусства, которое в области кинематографии еще не получило должного признания за границей и каковое, благодаря такому выдающемуся деятелю, каким является один из стаи славных — И.Н. Ермольев, вновь обретает славу и почет.
Кремлев Н. И.Н. Ермольев // «Театр и жизнь». Париж, 1932. № 54.