Одного молодого человека спросили, умеет ли он играть на скрипке.
— Право, не знаю, — ответил он, — я никогда не пробовал.
Примерно столь же глупо пришлось мне ответить на предложение сниматься в фильме «Гончарный круг».
Русскому крестьянину, колхознику Михаилу Лукичу Болотникову пошёл восьмой десяток. Переняв по наследству от деда и отца гончарное мастерство, он всю жизнь «ляпает горшки», не подозревая, что он художник. Он любит свою работу, хотя последние годы и не притрагивается к гончарному кругу, живя на покое. Он с нежностью относится к своим изделиям, не подозревая, что это произведения искусства. Известность приходит к нему случайно. Его кринки, молочники, глечики, кандейки попадают на выставки. И вот киноэкспедиция приезжает в его родную деревню снимать мастера.
Михаил Лукич растерян.
Не то чтобы его пугало что-то новое. Он совсем не просидел всю жизнь за гончарным кругом в своей деревне. Участник гражданской войны, он прошёл и всю Великую Отечественную. Много тяжёлого, трудного, страшного выпало на его долю. Он смущён вниманием, оказанным лично ему. Человеку удивительной скромности, чистой и нежной души, это пристальное внимание кажется незаслуженным.
Перед объективом аппарата, под светом юпитеров, его натруженные рабочие руки теряют свою уверенность. Первый съёмочный день оканчивается полной неудачей.
Киноэкспедиция, рассчитывавшая лишь мимоходом заехать в деревню Пеньки, чтобы снять изделия Лукича и продолжить свой путь по древнерусским городам, на три дня остаётся в деревне. Молодой режиссёр понимает, что в его руках драгоценный материал, отлично понимает волнение старика, и со всей возможной чуткостью подводит его к съёмкам. На помощь Лукичу приходит и его друг Макар, ободряющий старика рассказами о пережитых вместе трудностях и сумевший ему наглядно доказать, как его любят и ценят земляки. Всё это возвращает Лукичу бодрость, его руки обретают прежнюю уверенность, и в конце фильма мы видим старого мастера за гончарным кругом, азартно и молодо работающего, как он работал в лучшие годы.
Вот и весь, казалось бы, нехитрый сюжет фильма. Но именно эта простота сюжета и сделала работу над картиной крайне сложной. В фильме нет «самоигральных» моментов, которые смотрятся зрителями с захватывающим интересом даже при несовершенной работе актёров и режиссёра. Нет и сложной интриги, увлекающей зрителей. Три человека — старый мастер Лукич, его друг Макар (С.Тихонов) и кинорежиссёр (Э. Марцевич). На их простых взаимоотношениях держится фильм.
И вот роль Лукича предложили мне. Мне!
Вот тут и пришлось ответить: «Этого я никогда не пробовал. Мне нравится сценарий, нравится роль, но могу ли я её сыграть — не знаю. Если хотите приеду. Попробуем».
— Выезжайте, — сказал режиссёр.
Постановщик фильма Вадим Клавдиевич Дербенёв ранее был оператором. Отличным оператором. Затем перешёл на режиссёрскую работу. Постановка фильма «Гончарный круг» по повести Ионова — его давняя мечта. У него есть то, что необходимо режиссёру — своё видение вещи. И прежде всего я благодарен ему за режиссёрское мужество — предложить мне роль Михаила Лукича для этого надо идти совсем не проторенным путём. Надо видеть в актёре возможности, которые тот, быть может, не подозревает сам. И надо быть по-настоящему уверенным в правильности выбора — провал этой роли равносилен провалу фильма.
У этой картины есть одна особенность — она не может быть посредственной. Если вырастут на экране образы трёх человек — Лукича, Макара и кинорежиссёра, если удастся донести до зрителя всю тонкость их взаимоотношений, любовь к народному искусству, к родной деревне, к полям и лесам — фильм прозвучит. Он будет нежным, лиричным. Если же нет — всё это будет скучно, пресно, и ещё задолго до финальных титров зрители будут выключать телевизор.
<...>
Файт А.А. Гончарный круг // Файт А.А. Раб волшебной лампы. М., 2010. C. 184-188.